Александр Могилев, 56 лет, родной город — Воронеж, Россия, доктор педагогических наук, профессор, председатель РМО, директор Монтессори-школы «Алиса»
Было
Школа для меня была местом, которое я с удовольствием посещал, потому что меня любили учителя. Я соответствовал профилю хорошего ученика. Развитая речь, интерес к предметам, быстрое выполнение заданий и культурное поведение — вот, что ценят учителя.
Я узнавал на уроках новое для себя, и это мне нравилось. Я был успешен как ученик: высокие оценки, золотая медаль — все как положено.
До девятого класса у меня не складывались отношения с одноклассниками. Мы с ними сильно отличались друг от друга. Но в последние два выпускных класса и с ними все наладилось. Я стал авторитетом во всех вопросах.
Я хотел перевестись в физико-математический лицей, но мама воспротивилась и сказала: «Лучше быть первым на деревне, чем вторым в городе». Но я нашел выход, как удовлетворять свои запросы и интересы удаленно. Так я заочно обучался в физико-технической школе и переписывался с журналом «Квант». Позже я был активным членом комсомольской организации, которая создавала социальный лифт. Этого не хватает сейчас.
Раньше у школьников было больше трудовой активности: субботники и практика на предприятиях. Так мы знакомились с жизнью.
Стало
Образование законсервировалось и по сравнению с самим обществом мало изменилось.
Школа замкнулась, отстала от общества и работает сама для себя, потому что так принято. Но никто не задается вопросом, а зачем это нужно. В законодательстве исчезло понятие целей образования, остались только программы.
Из-за того, что школа оторвалась от реальной жизни, она стала формальной. Школа — это заповедник Советского Союза.
В школе не хватает чего-то творческого, спонтанного и возможности принимать решения в режиме реального времени. Потому что дети в современной школе лишены права принимать решения, выбирать. Учителя и завучи говорят им, что нужно делать. Из-за этого атрофируется способность принимать решения, чего-то хотеть и потом это реализовывать.
У современных детей появилось много дополнительных занятий. Это происходит из-за того, что школа не удовлетворяет реальных запросов и потребностей детей и их родителей. Они понимают, что ребенок чего-то недополучает. Но так не должно быть, школа должна давать все необходимое и в рамках основного учебного времени.
Будет
Идеальная школа — это школа свободного выбора, когда ребенок может заниматься тем, чем ему хочется.
Школа должна быть гибче и лучше понимать интересы ребенка.
Школу, такой, какой она должна быть, мы создали у себя, в Воронеже. Эта школа основана на принципах Монтессори. Здесь дети много взаимодействуют друг с другом, постоянно общаются и решают общие задачи. Они сами выбирают занятия, которые им интересны. А педагог работает над тем, чтобы продвигать конкретных учащихся в соответствии с их интересами. Это индивидуальный подход. Также мы стимулируем у детей желание учиться чему-то самостоятельно. Для этого мы создаем практику, когда дети дежурят, убирают в столовой, ходят в магазин и сами готовят еду.