Представляем вашему вниманию четыре профессии, которые еще в недалеком прошлом считались исключительно мужскими. О своем выборе и сложностях работы расскажут наши героини.
Марина Насретдинова
профессиональный бодибилдер, стаж —26 лет
В эту профессию я пришла случайно. Но сейчас это мое любимое занятие, дело. Спорт — это вся моя жизнь. Я судья национальной категории, секретарь Федерации бодибилдинга города Астаны. До сих пор выступаю по пауэрлифтингу.
Как тренер спортсменов, я жесткий человек, а к клиентам отношусь мягче. У меня должен быть авторитет, и он есть, так как команда больше мужская должен быть жесткий характер.
В шутку говорю, что на этой территории альфа-самец я
В Астане я единственный тренер по бодибилдингу. Я не сразу стала такой, потому что все приходит с годами. В 2000-ом году я была менее мышечной и сейчас не такая большая, это на фотографиях мы кажемся такими. Мои родные постепенно привыкли к моему выбору. Единственное, поначалу их пугало, когда я начала выступать по бодибилдингу. Так как приходилось сидеть на тяжелых диетах, качать мышцы, высушиваться. Бывает, что людей пугает наш внешний вид на диете, потому что жира вообще никакого нет и все мышцы на лице видно. Видя в интернете мои фотографии, люди думают: «Какая она большая, ужас какой-то», но на самом деле, у меня хорошие пропорции, поэтому я смотрюсь огромной.
Я многократная и абсолютная чемпионка Казахстана, многократный призер чемпионатов Азии, участница чемпионатов мира и призер чемпионата России. Самая главная, выстраданная медаль – это бронзовая медаль на Arnold Classic в сентябре прошлого года.
Благодаря людям, которые негативно относятся к женщинам в «мужских» профессиях, у нас в мире и в Казахстане придумали номинации более понятные и приемлемые для общества. Бодибилдерши – это женщины, которые вообще не похожи на женщин. На самом деле, я тоже их боюсь. Когда мы были на соревнованиях, видели таких женщин и были в ужасе. Сейчас все идет к тому, чтобы отойти от этого, чтобы не пугать людей. Для этого теперь существуют различные номинации, например, в которой выступаю я – это Woman Physic. В этой категории формы более женственные.
Как ни странно, моя карьера в середине пути. Мне 45 лет, но это не значит, что уже наступил закат. Я в том году добилась такого результата, значит буду выступать еще. Природа одарила здоровьем и у меня большие планы на будущее.
Марал Ахметуллина
подполковник, старший следователь по особо важным делам ДВД г. Астаны, стаж — 20 лет
Я окончила Шымкентский юридический колледж, в то время это была средняя школа милиции. В семье нас шестеро, и я самая младшая.
Я выбрала эту профессию потому, что она мне по душе
И еще, наверное, потому, что я была любимицей отца и пошла по его стопам. Работа не из легких, и в начале пути я смогла преодолеть трудности благодаря наставникам. Они меня обучали, помогали и объясняли.
Сейчас я не раскрываю преступления, но раньше допрашивала и общалась с разным контингентом людей. Очень агрессивных людей не было, я со всеми находила общий язык. В коллективе меня приняли хорошо, может, потому что я сама по себе спокойный человек.
На работе бывают разные ситуации. У меня двое детей и когда они были маленькие, было тяжело совмещать домашние дела с работой. Как раз в тот период у нас декретный отпуск был всего полтора года. Дети были маленькими и мне приходилось иногда брать их с собой на работу. Бывало выезжали ночью, когда дети спали, потому что позвонить могли в любое время суток.
Хочу доработать до пенсии. Часто бываю занята, но стараюсь больше времени уделять сыновьям. Сейчас им по 14 и 16 лет.
Гульмира Аманова
начальник производственно-технического отдела в компании BI Group, стаж — 8 лет
Я строитель во втором поколении, мой отец строитель. Поначалу папа не понимал, что я просто мечтала быть как он. А потом, когда я стала строителем, папа достал старые книги по строительству и вручил их мне.
Как только окончила институт, сразу пришла в производственно-технический отдел. Никогда не говорю, что я начальник ПТО, всегда представляюсь как инженер или работник.
Я пришла как раз во время кризиса, это был 2008 — 2009 год, было сложно даже для такой компании как наша. У всех были сложности с зарплатой. Многие объекты остановили строительство, но я не ушла.
По натуре я трудоголик. Люблю нашу команду, коллектив.
В моем отделе в основном мужчины и иногда возникают сложности
Сложно переступить наш менталитет, воспитание восточной женщины. Приходится поступками и действиями доказывать, что ты имеешь право быть с мужчинами на одном уровне. Поэтому приходится работать в три раза больше, чем мужчинам. Но очень сложных ситуаций или пренебрежительного отношения к женщинам не было.
Я разделяю такое мнение, что есть профессии для мужчин
Потому что женщины — это все-таки слабый пол. Никогда не скажу, что я сильнее мужчины. Я занимаюсь именно тем делом, которое по силам женщине.
У меня есть грандиозные планы. Планы должны быть у каждого человека, который хочет добиться чего-то. Это большое достижение — понимать, что ни один день не был прожит зря.
Тамара Заева
электромеханик релейной аппаратуры, стаж — 33 года
Мы занимаемся ремонтом контактной аппаратуры. У каждого реле своя технология, мы их чистим, проверяем механические и электрические параметры.
Я окончила дорожно-техническую школу, устроилась сначала работать монтером четвертого разряда. Через несколько лет подтвердила на механика, окончила Павлодарский техникум в 1993 году.
Мне предложили работать, а я не знала, как это и что. Но потом я пришла на эту работу и мне понравилось. Моя работа связана с безопасностью движения поездов, приборы стоят на перегонах, в релейных шкафах, на станциях. Каждый прибор выполняет свою функцию на железной дороге. Мы выезжаем проверять пульты, кнопки, рукоятки. Их тоже нужно регулировать, потому что в диспетчерской есть табло и нужно чтобы контакты были чистые.
Любая женщина может быть директором, как и мужчина.