Ирина Рубинштейн, 38 лет, родной город — Санкт-Петербург, предприниматель, основатель бренда «Умные Купальники RoDaSoleil», @sunexpertme
Об открытии бизнеса в Прибалтике
Я основатель бренда RoDaSoleil. Мы открылись 15 мая 2017 года в Литве. Выбрали эту страну спонтанно.
Я знала о преимуществах ведения бизнеса в этой стране, в том числе налоговых. Еще одна причина — расположение и связанные с этим преимущества. Мы часто выезжаем на европейские выставки, где я выбираю новые образцы. И когда я говорю, что моя компания находится в Европе — буквально через две недели образцы оказываются у меня на производстве бесплатно или за минимальную оплату доставки. Я могу сделать опытный образец, отшить какую-то модель, протестировать ее на лояльных клиентах и решить, нужна мне эта ткань или нет. С российской компанией провернуть то же самое гораздо сложнее. Доставка займет несколько месяцев, и меня попросят закупить минимальную партию. Например, можно закупить минимальную партию кружева — семь километров — и понять, что оно тебе не нужно. Это невыгодно.
Начать было просто. Мы подали заявку на оформление документов, и через две недели я приехала в Литву. Весь процесс занял час. Я заплатила около 200 евро, прошла три окошка в одном месте и зарегистрировала компанию.
Об особенностях
Я люблю Питер, но благодаря бизнесу в Литве имею право получить вид на жительство.
В Литве вести бизнес спокойнее. В этой стране есть четко обозначенные правила, поэтому легко прогнозировать дальнейшее развитие.
Местные говорят по-русски и по-английски. Лояльно относятся к новым брендам.
Благодаря бизнесу в Литве имею право получить вид на жительство
Также здесь легко найти сотрудников, которые готовы расти и развиваться. Люди простые, спокойные, никуда не торопятся. Они все делают вовремя, четко и по плану.
Стоимость аренды помещения — в среднем около 6 евро за квадратный метр.
О сложностях
У нас нет больших сложностей, но я замечаю, что продажи в России гораздо выше ввиду емкости российского рынка. Удобно, что из Европы мы можем доставлять посылки по всему миру.
О планах
В планах дальнейшее развитие бренда.
Эвелина Огнева, 42 года, родной город — Рига, предприниматель, @evelinaogneva, @evoshippingtrading
Об открытии бизнеса в Прибалтике
Я работала в экспедиторской компании и поняла, что мне близка сфера логистики. Мне нравилось помогать клиентам и решать их проблемы, связанные с перевозками.
В 2011 году я создала компанию Transstar в Риге. Мы занимаемся экспедиторскими услугами по всему миру.
Об особенностях
Открыть компанию в Латвии легко, но продержаться и зарабатывать сложно. Рынок здесь прозрачный, но небольшой. Также на сферу логистики влияет много факторов, в особенности политическая и экономическая обстановка. Поэтому я приняла решение открыть компанию в России.
Наши клиенты — компании из разных сфер и направлений. Мы возим для них технику, электротовары. Есть клиенты из Европы, России, Казахстана. Интересно, что в Европе люди все решают дистанционно, по переписке, в России же предпочитают личные встречи.
О сложностях
За время работы у нас были разные времена, взлеты и маленькие падения. Это незаменимый опыт.
Сложность ведения бизнеса в Латвии — ограниченность рынка
Сложность ведения бизнеса в Латвии — ограниченность рынка. В России спрос выше, соответственно, больше возможностей.
О планах
В планах завоевать рынок Москвы.
Елена Апарина, 30 лет, родной город — Ярцево, агент службы поддержки, @camomile.life
Об открытии бизнеса в Прибалтике
Моя практика как флориста началась с собственного свадебного букета, который я собирала с подругами. После этого обучилась флористике и захотела открыть цветочный магазин. В 2016 году мы с супругом задумались о переезде по визе для предпринимателей. Выбрали Литву, так как приезжали туристами, и страна нам понравилась.
В Литве можно открыть компанию и получить национальную визу и возможность жить в стране. Мы так и сделали. Нашли помещение, сделали ремонт, наняли сотрудника, поставщиков.
Начать бизнес в Литве несложно, но все взвесить и учесть нюансы — невозможно или очень сложно.
Об особенностях
Вильнюс — небольшой город по российским меркам, здесь все друг друга знают. Поэтому предприниматели работают на качество, а не на количество. Если ты плохо обслужишь клиента — к тебе больше никто не придет. В то время как в Москве многие работают на поток.
Предприниматели работают на качество, а не на количество
Еще одна особенность: в Москве, если вы не выходите в ноль за три-четыре месяца, значит ваш бизнес неприбыльный и можно закрываться. А в Вильнюсе и во всей Литве можно выходить в ноль целый год независимо от того, какой у вас бизнес.
О сложностях
Еще в ходе подготовки мы поняли, что в Литве обороты цветочного бизнеса совсем не такие, как в России. Я до сих пор вижу доставки-однодневки в Вильнюсе. Все думают, что цветочники ворочают суммами без особых усилий, но это не так. В Литве не так часто дарят цветы — букет крайне редко может служить отдельным подарком для человека. Есть редкие заказы на 100 роз, на которых можно заработать, но это несущественно, если в остальные дни у тебя покупают по паре букетов. В итоге много цветов умирает. Рассчитать закупку сложно, при этом нужно, чтобы витрина выглядело красиво.
Мы продержались девять месяцев и закрылись. Не хватало не только денег, но и терпения. Когда ты много работаешь, а отдачи не получаешь — сложно продолжать. Мы поняли, что это неразумно — отдавать все деньги на то, чтобы вести дело за границей, не имея постоянных документов.
Закрывать магазин было сложно. Это было мое личное детище, я принимала все решения, сама делала букеты, закупки. После закрытия почти год проработала наемным флористом у литовцев.
О планах
Любовь к цветам никуда не делась, но именно цветочный бизнес открывать уже не хочется. Есть много идей, которые можно воплотить, используя цветочные воркшопы. В Литве хорошо идет торговля кофе, хотя с первого взгляда кажется, что эта ниша занята.