Айнура Амирхан, 30 лет, родной город — Екатеринбург, Россия, сооснователь фирмы Alay
О том, как все начиналось
Раньше я работала в фэшн-индустрии, поэтому думала, что открою бутик или запущу свой бренд одежды. Но когда я вышла замуж, то расставила приоритеты по-другому и больше времени начала уделять домашним делам. Теперь у нас семейный бизнес, производство полуфабрикатов класса премиум и люкс, а также полуфабрикаты правильного питания.
Как-то раз я слепила много котлет, пельменей и мант на несколько дней, сделала качественные заготовки, потратила на это день или два. И мне позвонила подруга, которая задержалась с дочкой в поликлинике и не успела приготовить обед. Я передала ей килограмм пельменей, чтобы она их отварила. А она передала мне деньги. Я немного возмутилась, потому что это был дружеский жест, а не способ заработать деньги. Она сказала, что я сэкономила ей время и дала классный продукт. И она успела сделать свои дела, а муж остался доволен. Тут меня осенило, в голове начала вырисовываться картина будущего бизнеса. Я подумала, почему бы мне не привнести новый продукт на рынок, который может решить женские проблемы. Это была идеальная позиция — я давала рынку продукт, от которого в выигрыше оставались и потребители, и я. Я позвала лучшую подругу, Алиму, поделилась с ней идеей, и у нее тоже загорелись глаза. Мы решили работать вместе, но так как идея полуфабрикатов была моей, она решила, что будет заниматься выпечкой. Оттуда и пошло наше название — Алима, Айнура — АлАй. К сожалению, Алима не смогла продолжить со мной бизнес, потому что ее ребенок на тот момент был маленьким, и ей было неудобно совмещать.
Это была идеальная позиция — я давала рынку продукт, от которого в выигрыше оставались и потребители, и я
Первое время мы работали сами, нам никто не помогал. Я нашла лучшие рецепты, разобралась с этой нишей, поняла какие лучше использовать части мяса — все изучила и потихоньку работала. На первых порах я была и поставщиком, и закупщиком, и поваром. Тогда я закупалась на рынке. Я объездила все рынки, перепробовала мясо и выяснила, что самое лучшее по качеству мясо было в «Алеме». Мы не так давно получили сертификат «Халал» и работаем только с поставщиками, у которых есть такой сертификат.
Стартовый капитал — 5000 тенге, на них я купила первые продукты. Все остальное, что мы тратили, мы брали с оборота. Поначалу можно было готовить дома, но потом, когда объем перевалил за пять килограмм в день, это стало невозможным. Тогда муж мне помог и вложил порядка 5000 долларов, но потом я вернула эти деньги. Мы продолжаем вкладывать деньги в развитие бизнеса, потому что невозможно один раз забрать деньги и больше не вкладывать.
О специфике
Миссия нашей компании — это чтобы женщина больше времени тратила на семью и меньше на готовку. Поэтому у нас помимо пельменей и мант есть почти 100 позиций в ассортименте, которые мы делаем в формате полуфабрикатов. И для того чтобы хозяйка могла использовать наши полуфабрикаты как свои, мы должны лепить их вручную. Все — от замеса теста и до последнего защипа делается вручную.
Миссия нашей компании — это чтобы женщина больше времени тратила на семью и меньше на готовку
В марте мы запустили линейку здорового питания. А незадолго до этого я родила второго ребенка, и часто возникающий вопрос после родов — как похудеть. Дома мы питаемся нашей продукцией, и я поняла, что это калорийная пища. Детям и мужу она отлично подходит, но для женщин, которые хотят постройнеть или сохранить вес, питание должно быть немного другим. Поэтому мы внедрили полуфабрикаты правильного питания, в которых сбалансирован состав белков, жиров и углеводов, с меньшим числом калорий, чем в обычных полуфабрикатах. Этим я решила еще одну проблему и дала рынку тот продукт, которого ему не хватало.
Здоровая еда пользуется популярностью, но не так сильно, как я ожидала. Видимо, когда ты в теме, то думаешь, что все вокруг тоже. У меня было такое мнение, что все вокруг перешли на ПП.
Наши вкусовые рецепторы уже не помнят на вкус садовую клубнику, что уж там говорить про картошку, мясо и рыбу. А ПП возвращает нас к натуральному, органическому и давно забытому. Организму тяжело переходить от вкусного к чему-то пресному. Сейчас много детей-аллергиков, такого раньше никогда не было. Поэтому правильно питание — это спасение здоровья, как физического, так и духовного. Поэтому мы хотим проводить больше дегустаций и мастер-классов, просвещать людей.
Сейчас мы работаем только на доставку. Дело в том, что у нас дорогостоящий продукт. За килограмм пельменей получается около 3000 тенге. Мясо, которое мы закупаем, стоит минимум 2500 тенге за килограмм. А когда его почистишь, порежешь, остается всего 800 грамм. Я считаю, что наши полуфабрикаты лучшие в мире, потому что никто не перекручивает стейк Рибай и не заворачивает его в тесто. А еще у нас есть рентабельность, аренда и другие затраты. И продавать дешевле 2600 тенге за килограмм невозможно. Наш продукт в магазинах не будет иметь преимущества перед более дешевыми аналогами. И срок хранения нашей продукции небольшой, так как мы не добавляем никаких усилителей вкуса. Из-за этого нам придется каждые два дня менять товар на прилавке магазинов.
Также фишка компании это то, что мы отправляем свеженалепленные пельмени, чтобы хозяйки не беспокоились о качестве продукта. Если мы получаем парное мясо и тут же замораживаем его на определенных температурах, то в магазинах мы за этим проследить не сможем.
Мы надеемся, что сможем заменить те полуфабрикаты, которые продаются в магазинах. В среднем мы можем поставлять около 150 килограммов пельменей.
О сложностях
В Астане тяжело найти подходящее помещение для цеха. Это, наверное, единственная тема, где я понимаю, что от меня ничего не зависит. Когда я спрашивала, какие есть требования для открытия пельменного цеха, мне ответили, чтобы я открывала, а они придут проверять и скажут, правильно или нет.
У нас, к сожалению, пока нет своего помещения. Переоснащение обходится примерно в 20 000 долларов. Цена зависит от того, какое оборудование вы выберете.
Кадры решают все, а их мало. Может быть, дело в том, что в Астане все в основном приезжие. Сталкиваются ментальность и вкусы. Я россиянка, и меня вводит в ступор отношение к работе некоторых людей. Мы обучаем сотрудников и ценим личные качества больше профессиональных, потому что профессиональные качества — это то, чему можно научиться, а личные качества либо есть, либо нет. Если человек не обладает ни ответственностью, ни целеустремленностью, то каким бы профессионалом он ни был, его ценность как сотрудника будет низкой. Сейчас у нас в штате 18 человек.
Если человек не обладает ни ответственностью, ни целеустремленностью, то каким бы профессионалом он ни был, его ценность как сотрудника будет низкой
О планах
Я не вижу себя на другом поприще. Нам хочется, чтобы наша марка была известной, но мы не забываем про миссию. Поэтому нам важно, чтобы у нас было как можно больше клиентов, тех людей, которые с нами надолго. Мы готовы меняться под нестабильный мир и готовы вводить новые продукты. Наша цель — это чтобы люди, которые нас выбирают, были уверены, что у нас все самое лучшее, качественное.
Как предприниматель, могу пожелать искать свою нишу, развивать сильные стороны. Не ищите хайпа, двигайте свое видение. Ищите то, чем вы можете поделиться с миром, и тогда мир ответит вам.