Саалы Темирканов, 31 год, родной город — Бишкек, директор компании BAL.HONEY, @balhoneyuk
О переезде
Я приехал в Лондон после окончания средней школы, чтобы учиться и получать опыт. Великобритания была для меня приоритетной страной для получения высшего образования. Я приехал в 2005 году, чтобы изучать бизнес. В 2010 году окончил университет в Уэльсе. Мне понравился город, я остался и живу здесь уже более 13 лет.
Наша компания называется BAL.HONEY. Мы реализуем кыргызский мед в Великобритании. Официально компания начала свою деятельность в 2018 году. Прошло немного времени, и мы видим хорошие результаты.
О компании
За шесть месяцев до запуска мы провели исследование, изучали детали, каждый аспект этой сферы бизнеса. Хотели работать с чем-то уникальным, что могло бы обслуживать широкий спектр потребителей: мужчин, женщин, пожилых людей и детей. Это должен был быть продукт, сделанный в Кыргызстане, чтобы мы могли достойно представить нашу страну в Великобритании и ЕС.
На Западе существует общая тенденция — люди стараются вести здоровый образ жизни, регулярно тренируются и едят здоровую пищу. Хорошим примером будет сахар. Все больше людей понимают, что сахар вреден для организма. Вопрос в том, что лучшая альтернатива? Мед, сырой и натуральный, нефильтрованный и не пастеризованный, полный витаминов, минералов и антиоксидантов.
Выбрав для себя это направление деятельности, мы проверили наш мед в алматинской и бишкекской лабораториях. Результаты показали, что продукт стопроцентно чистый и натуральный, но этого было недостаточно для британских потребителей. И мы проверили его в британской лаборатории на общую антимикробную активность. В итоге кыргызский мед показал хорошие результаты, его смело можно назвать природным антибиотиком.
О сложностях
Когда начинали здесь бизнес, основной трудностью была документация, которую потребовали на границе ЕС при импорте продуктов питания. Оказывается, что кыргызский мед никогда ранее не импортировался в ЕС, и мы первая компания, которая сделала это. Пограничная инспекция потребовала, чтобы наши товары сопровождались специальным документом, Сертификатом здоровья, который правительство Кыргызстана в то время не предоставило. Мы потратили дни и ночи, изучая правила европейской комиссии и работая с нашим поставщиком и компетентными органами в Кыргызстане, чтобы получить этот документ. И мы благодарны нашему поставщику, который помогал нам в этом сложном вопросе.
На этапе становления бизнеса мне помогала жена, Яна, она родом из Словакии. Она квалифицированный бухгалтер с многолетним опытом работы в крупных финансовых фирмах. Кроме того, она помогает мне в социальных сетях.
Открывать бизнес в чужой стране трудно. Главный совет, который мы хотели бы дать каждому, кто хочет начать бизнес, это детально исследовать потенциальный рынок и постоянно планировать, расставлять приоритеты. Также нужно начинать создавать свою аудиторию до того, как вы откроете компанию. В нашем случае мы создали страницу в Instagram, стали публиковать фотографии, начали общаться с людьми со всей Великобритании, собирать отзывы. Первоначальные планы и стратегии меняются каждый день, когда вы начинаете больше понимать рынок, и это нормально.
Музаффар Садыков, 38 лет, родной город — Ош, основатель уличного кафе «Ошпаз» и Pasha Central Asian Restaurant, @oshpaz_london
О переезде
Я окончил Ошский Государственный Университет, факультет информационных технологий. Мой отец и дед были поварами, у них было свое кафе, где я подрабатывал во время школы. Так я обучался поварскому мастерству. После окончания университета у меня появилась идея обучиться за границей. В 2009 году я приехал в Лондон на курс английского языка и сертификацию по программированию.
О ресторане
Когда я приехал в Лондон, здесь не было заведений восточной кухни. Было маленькое кафе, которое открыла женщина из Кыргызстана. Я познакомился с ней и работал в этом ресторане в свободное от учебы время. После окончания учебы я полностью погрузился в это дело и решил открыть заведение. В 2012 году появилось кафе Pasha Central Asian Restaurant, первое время я работал и поваром, и управляющим.
Pasha Central Asian Restaurant — ресторан восточной кухни. У нас можно отведать плов, бешбармак, баурсаки, манты, шашлыки, самсу. В ресторане домашняя атмосфера, можно расположиться на топчанах, наши официанты говорят на русском, узбекском, киргизском и английском.
Сейчас street food в Англии популярен, представлено много различных национальных кухонь. Поэтому в сентябре 2018 года я открыл уличное кафе «Ошпаз». «Ошпаз» в переводе с кыргызского означает «специалист по приготовлению плова», plov maker.
Мы работаем уже восемь месяцев, готовим плов в центре Лондона. Рассказываем о кыргызско-узбекских национальных блюдах. В «Ошпаз» мы готовим только плов, так как места довольно мало. Жителям и туристам интересно попробовать восточную кухню, узнать историю плова, культуру. Работники ближайших офисов приходят за пловом несколько раз в неделю. Больше половины посетителей — постоянные клиенты. В феврале мы открываем вторую точку.
80 процентов наших сотрудников из Центральной Азии, Узбекистана, Кыргызстана. Состав многонациональный. В ресторане работает восемь человек. В уличном кафе четыре.
В прошлом году в декабре у нас было четыре выездных заказа и доставка в Парламент Англии. Были послы из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Молдовы, делегации из разных европейских стран — около 78 человек.
О сложностях
Было много сложностей в получении лицензии на street food. Нам пришлось пройти шестимесячный обучающий курс. Затем мы занимались подготовкой документов, на это тоже ушло полгода. Приходилось много объяснять, показывать ингредиенты, готовить test food на пробу, потому что в Англии не знают такое блюдо, как плов.
С документами нам помогала компания Tern. Эта компания бесплатно обучает и помогает с документацией людям, которые приехали в Лондон для развития бизнеса. Получить помощь от этой организации сложно, идет большой отбор, туда поступает много заявлений, а берут они только 18 заявок в год. В нашем случае их заинтересовали мои слова о том, что плов — блюдо с большой историей и является секретом Великого Шелкового пути. На открытие street food у меня ушло два года. Была проделана большая и сложная работа.
Англия — открытая страна. Англичане умеют слушать тебя, ценят стремления. Само общество в Англии открыто и готово помочь. Людям можно не бояться начинать свое дело здесь. Будет много сложностей, но останавливаться нельзя. Как говорил мой дед: «Хочешь быть поваром, стань лучшим поваром. Хочешь быть врачом, стань лучшим врачом. Всегда будь лучшим».
Гулзада Хамра, 56 лет, место рождения — Иссык-Кульский район, изготовление картин из шерсти, @guli_wooly
О переезде
Я выросла и окончила школу в Иссык-Куле, а поступать решила в Бишкек на факультет русского языка. Но, к сожалению, не прошла. Потом случайно узнала, что набирают группу молодежи в Россию, в стройотряд. Нас отправили на завод в городе Ростов-на Дону. Я встала за станок, много работала, а через год стала мастером. Уже в 19 лет меня приняли в ряды партии.
Потом я познакомилась с будущим мужем, по национальности он афганец. Обстоятельства сложились так, что нам пришлось уехать в Афганистан, какое-то время мы жили там, потом переезжали в Кыргызстан, оттуда в Россию, но потом снова вернулись в Афганистан.
В то время люди из Афганистана начали активно уезжать в Европу. Мой муж боялся за семью, и мы решили поехать в Англию, где жили его родственники. Это был 2002 год. Нам дали временное проживание в Англии на четыре года. Здесь тоже первое время было тяжело. Муж работал по 12 часов, я не могла выйти на работу, так как не знала языка. Потом в один момент я заболела, и чтобы общаться с врачом, мне нужен был человек, который мог бы переводить. Тогда я поняла, что должна выучить английский во что бы то ни стало. Так я пошла на курсы английского языка для начальных классов.
Я долго пробовала себя в разных сферах, ходила на курсы парикмахера, оказания первой помощи. Работала в африканской парикмахерской, хозяйка которой оказалась доброй женщиной и помогала мне изучать язык. Также я работала у ее мужа, он взял меня, потому что тоже хотел помочь. После этого работала со стариками, познакомилась со многими хорошими людьми, вспоминаю их с благодарностью.
О деятельности
Я случайно увидела картину из шерсти и была поражена ее красотой и тонкой работой мастера, потому что знаю, что шерсть — непослушный материал. Я работала с шерстью с детства, помогала с коврами. Заинтересовавшись, я решила попробовать. Свою первую картину я сделала, распустив синтетический шарфик. Потом я назвала ее «Девочка розовая мечта». Со временем мои работы стали покупать.
Потом я познакомилась с женщиной из Кыргызстана, которая живет в Шотландии. Она пригласила меня к себе для участия в документальном фильме.
Через какое-то время мои работы на Facebook случайно увидела менеджер местной библиотеки и предложила мне обучать детей на базе библиотеки. Далее, благодаря сарафанному радио, начали звонить и узнавать, где мы проводим обучение. Я работаю со взрослыми и детьми. Ко мне приезжают учиться из Франции, Италии и многих других стран.
Десять процентов с продаж картин идут на благотворительность, эти деньги я отправляю семьям афганцев, которые потеряли кормильцев.
Недавно я презентовала свою картину в членстве, которое поддерживает творческих людей и в котором я состою, Евразийская творческая Гильдия. Меня пригласили выставить свои работы в Швейцарию. А до этого пройдут две благотворительные выставки, деньги с которых пойдут детям с ограниченными возможностями Кыргызстана и Афганистана.
Людям, которые хотят переехать в Англию, могу сказать, что в этой стране требуются творческие люди и медицинские работники. Англия — страна с большими возможностями, и здесь нужно много трудиться. Переезжать в Англию становится сложнее, страна закрывает возможные пути для желающих жить здесь. Приезжать в страну нужно со знанием языка и с идеями, четко понимая, что ты можешь предложить этой стране.