Креативная индустрия в Центральной Азии развивается быстрыми темпами, а специалисты стремятся поддерживать друг друга, создавать крутые коллаборации и комфортные условия для работы. Мы тоже будем знакомить вас с представителями креативной экономики стран региона в рубрике «Креативный класс». В этом интервью Алина Мустафина рассказала о том, как пришла в кино, а также об участии в международных фестивалях и значении авторского кино в Казахстане.
Алина Мустафина, 40 лет, город — Алматы, режиссер и писатель, @alinka_mustafinka
О профессиональной деятельности
Первое образование я получила в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби, где изучала журналистику. Затем пришла в режиссуру: сначала обучалась на базовом курсе в Нью-Йоркской киноакадемии в Абу-Даби, ОАЭ. Это обучение я выиграла. После училась в Испании, в киноакадемии ESCAC или Escola Superior de Cinema i Audiovisuals de Catalunya в Барселоне. Также я проходила обучение в различных кинолабораториях по всему миру: в Катаре, Казахстане, Кыргызстане, Франции и других странах.
Мое решение пойти в режиссуру связано с разочарованием в журналистике, где мне приходилось работать в рамках формата. Я захотела уйти в искусство, рискнула и выбрала режиссуру.
Первым проектом был мой дипломный фильм в Нью-Йоркской киноакадемии. Это был документальный проект, который я сняла в Уганде.
Фильм длился семь минут и рассказывал о мальчике из Канады, который вместе с друзьями собрал школьную форму для нескольких десятков школьников в Африке. Он поехал туда со своим отцом, футбольным тренером, чтобы сыграть матч с детьми, а я все это снимала. Этот проект был запоминающимся.
Моя профессия — это наблюдение за жизнью людей
Одним из самых крупных проектов стал документальный фильм, который впервые был включен в официальную программу кинофестиваля класса А в Пусане. Аналогично впервые наш фильм попал в программу кинофестиваля в Турине, Италия. Кроме того, он впервые получил главный приз на Иранском кинофестивале как лучший фильм. Это огромное достижение, которым гордится вся наша команда. Тем более что этот проект — личная история.
Когда мы подавали заявки, искали финансирование, обращались к продюсерам, некоторые говорили, что это «хоум-видео», локальная история моей семьи, не представляющая интереса. Но оказалось, что такие истории важны. Через личный опыт можно рассказать судьбу целого народа, судьбу поколений. Этот случай наглядно показывает, насколько ценны семейные связи. Любая история имеет значимость в мировом контексте — и это прекрасно.
Моя профессия — это наблюдение за жизнью людей, способность видеть истории в обычной жизни и превращать их в фильмы — как документальные, так и художественные. Все это происходит через призму моего взгляда на мир.
Я творю, когда могу проводить информацию в чистом виде, создавать истории тонко и элегантно, а не в лоб. Когда зритель смотрит мои работы, и у него появляются вопросы, идеи, вдохновение, эмоции. Когда получается передать правду, в которую верю я и зритель.
О развитии
Как и в любой творческой профессии, трудностей много. Во-первых, это поиск вдохновения, который иногда требует времени и сил. Творческие муки неизбежны, ведь хочется создать нечто уникальное, а не просто повторять уже существующие шаблоны. Во-вторых, это дисциплина. Работа в кино требует постоянного развития, написания сценариев, поиска новых идей. Без дисциплины легко застрять на месте.
Еще одна большая трудность — финансирование. Найти деньги на проект непросто, особенно если ты снимаешь не коммерческое, а авторское кино. Заявки в Национальный фонд кино, участие в международных конкурсах и грантовых программах — все это требует времени, терпения и немалых усилий.
Предоставлено: Пусанский международный кинофестиваль / Busan International Film Festival
Чтобы быть специалистом в этой отрасли, прежде всего важна наблюдательность. Режиссер должен видеть то, что другие могут упустить, замечать истории даже в обыденности. Важно иметь жизненный опыт и зрелость, которые помогают глубже понимать людей и события. Кроме того, необходимо иметь насмотренность. Это значит много читать, смотреть фильмы, путешествовать или хотя бы наблюдать за людьми вокруг. Любовь к искусству и постоянное желание учиться — это то, что движет режиссера вперед.
Скорее всего в будущем профессия останется такой же, но технологии внесут в нее свои коррективы. Искусственный интеллект уже сегодня помогает создавать сториборды, форматировать сценарии или генерировать идеи. Однако я не верю, что ИИ сможет заменить режиссера. Он станет лишь инструментом, который упростит рутину, оставив человеку главное — творческую часть работы.
О развитии креативной индустрии в Центральной Азии
Многих моих коллег волнует финансирование. Особенно это касается женщин-режиссеров, которым сложнее получить поддержку для своих проектов. Мы часто поднимаем важные и сложные темы, но их бывает сложно донести до широкой аудитории.
Возможности для роста я вижу в объединении с кинорынками Центральной Азии, создание образовательных программ для сценаристов и режиссеров. Наша индустрия может развиваться только в сотрудничестве и обмене опытом. Показывать наши фильмы в Узбекистане, Кыргызстане и других странах. Также здесь демонстрировать фильмы коллег. Потому что наш регион обладает большой силой.
Воспитание вкуса зрителей — это долгий процесс, но он необходим
Мне кажется, что зрители устают от однотипных фильмов, особенно комедий, которые доминируют на рынке. Я надеюсь, что скоро люди будут искать авторское кино, фильмы, которые заставляют думать. Чтобы это произошло, нужно государственное вмешательство: квоты, поддержка кинотеатров, показ авторских фильмов. Воспитание вкуса зрителей — это долгий процесс, но он необходим.
Чтобы стать широко известными за пределами страны, требуется постоянное движение. Нужно учить английский, подавать свои фильмы на международные фестивали, участвовать в лабораториях, расширять круг знакомств. Без активной работы и самостоятельной инициативы сложно выйти на новый уровень. Как режиссер я самостоятельно продвигаю свои фильмы, подаю их на кинофестивали за свой счет, отправляю заявки в лаборатории и на гранты. Я не сижу на месте, так как владею английским и активно изучаю все возможности для развития. Постоянно ищу новые пути, посещаю кинофестивали, налаживаю контакты, знакомлюсь с людьми и расширяю свой нетворк.
Нам необходимо менять закон о кино, работать над повышением качества фильмов, вкладывать в образование и поддерживать проекты, такие как Post Space или Script Lab, чтобы создавать больше возможностей для развития сценарного мастерства у местных сценаристов и режиссеров.
Нам также нужно привлекать иностранных специалистов, которые могли бы обучать в рамках кинофестивалей. Обязательно должны быть лаборатории по питчингу, сценарному мастерству, режиссуре, актерскому искусству и другим направлениям. Мы должны инвестировать значительные ресурсы в образование, в подготовку продюсеров, чтобы продюсирование не ограничивалось только созданием фильмов, которые затем оказываются на полках или демонстрируются исключительно в местных кинотеатрах.