О себе
Характер у меня плохой. Мне не хватает силы воли, думаю, это большой недостаток.
Я очень люблю своих детей.
Я люблю свою работу и никогда не жалел, что стал врачом. Я не могу долго без работы. Около месяца назад я вернулся из отпуска, мы с супругой были в замечательном месте у сына в Германии, потом на островах в Средиземном море. Так вот, уже через две недели отдыха я начал томиться, мне нужно работать.
Через полтора месяца мне исполнится 87 лет. И сегодня утром, как и всегда, моя зарядка заняла 45 минут, я не могу без нее обходиться. Спортом я начал заниматься еще в студенческие годы. У меня были спортивные разряды, наверное, по десяти видам спорта. Бывает, что люди активно занимаются физкультурой в студенческие годы, потом перестают, а для того чтобы поддерживать форму, ни в коем случае нельзя снижать интенсивность и особенно регулярность нагрузок в пожилом возрасте. Физическая нагрузка и работа — важные компоненты, которые дают ощущение, что ты все еще бодрый. Теперь в компаниях, когда с кем-то встречаюсь, обычно я самый старый, и меня часто спрашивают, что нужно делать, для того чтобы не весь песок высыпался. Я, шутя, говорю, что важны четыре вещи: первая — нужно удачно выбрать родителей, вторая — когда небо в тучах, нельзя забывать, что за тучами оно синее, третья — нельзя терять чувство юмора, и четвертая — надо работать. В работу я включаю и физические нагрузки. Несколько дней назад я установил личный рекорд в отжимании от земли — это элемент моей зарядки. Я отжался 152 раза.
Из хобби — люблю играть в шахматы.
Я люблю свою работу и никогда не жалел, что стал врачом
Я написал порядка десяти профессиональных монографий, и у меня вышло пять книг. Мне доставляет большое удовольствие писать.
Я стараюсь не делать другим того, чего не хотел бы себе. Получается не всегда, но я стараюсь.
Об Алматы
Вся моя жизнь связана с Казахстаном. Мой отец был одним из руководителей Ленинградской партийной и хозяйственной делегаций. Он приезжал в Алматы в 30-е годы и ему здесь подарили графин, где написано: «Ефиму Марковичу Зельцер от делегации Казахстана». Этот графин до сих пор хранит мой брат в Москве. Потом так сложилась, что моя мать пробыла в Казахстане в АЛЖИРЕ с 1937 по 1946 год. В 1944 году я приехал к ней, я был во второй партии детей, которым разрешили приехать к женщинам, которых освободили, но им не разрешали уезжать из лагеря. После этого мы вернулись в Ленинград. Я окончил Первый Ленинградский медицинский институт, а после окончания института понимал, что меня не оставят в Ленинграде и попросил, чтобы меня послали в тогдашний Гурьев. Это вызвало большое удивление членов комиссии, потому что из коренных ленинградцев никто такого не говорил. Я поехал, проработал в Гурьеве три года, а потом моя первая пациентка стала моей женой и тоже поступила в Первый Ленинградский мединститут. И с 1954 года после окончания института я живу в Казахстане, а с 1958 года — в Алматы.
Я люблю этот город, мне нравится тут жить. Тут нелады с экологией, но, я думаю, что это не самое главное. Здесь у меня есть ощущение, что я на месте, что я приношу пользу и те годы, что я проработал, прошли недаром.
Я люблю этот город, мне нравится тут жить
Я люблю Чимбулак. Каждую неделю зимой стараюсь бывать на Чимбулаке, и даже сочинил песню об этом курорте.
Неравнодушные люди и дело их жизни
Дело моей жизни — это работа. Когда я был совсем маленьким, хотел быть летчиком, вероятно, как и многие дети моего поколения. Мама меня не отговаривала, может быть, поэтому со временем у меня изменились пристрастия. Когда я оканчивал школу, думал стать историком, как мама. Но вот тут она меня очень отговаривала, говорила, что в то время невозможно было стать объективным историком. Я задумался, потому что относился к мнению своей мамы с большим уважением. Однажды я пошел в Ленинградский дворец пионеров, в кружок физиологии. Всесоюзный институт экспериментальной медицины шефствовал над этим кружком. У нас часто бывал Академик Быков. Эти занятия сыграли решающую роль в том, что я стал врачом.
Далеко не всегда удается по-настоящему помочь людям. У меня было несколько случаев, за которые мне не стыдно. Врач должен обладать профессиональными знаниями, но это не все, что нужно. Мне приходилось встречать знающих врачей, которые были профессионально непригодными. Они не любили своих пациентов, не болели за них.
У меня все в семье медики: и сын, и дочка, и жена.
Врач должен обладать профессиональными знаниями, но это не все, что нужно
Медицина изменилась и не всегда к лучшему. Безусловно, диагностические и технические возможности выросли. Но она стала менее гуманной, больше бизнесом. Вероятно, это неизбежно, но это не очень хорошо.
Еще для врача важно гуманитарное образование. Но оно стало хуже. Сейчас меньше читают, больше нажимают на кнопки.
Состояние духа на сегодняшний момент
Я стараюсь быть оптимистом.