Познакомились с сотрудником исследовательского университета Узбекистана и узнали о том, как устроена работа ученого и что стоит делать студентам, которые хотят заниматься наукой.
Джамолиддин Раззоков, 37 лет, город — Ташкент, Head of Lab, facebook
О себе
Я увлекся наукой еще в школе. Мне было интересно, почему объекты двигаются или зачем нам нужна сила, чтобы переместить предметы. Со временем вопросы стали сложнее: я интересовался работой автомобилей и другими технологиями — все они были связаны с физикой, инженерией и химией. К седьмому классу я твердо решил заниматься наукой. С этой целью поступил в Национальный университет Узбекистана на факультет физики, получив степень бакалавра, а затем и магистра.
Карьеру начал младшим сотрудником в Институте ионно-плазменных и лазерных технологий. Через несколько лет я отправился на стажировку в Технический университет Эйндховена. Здесь перешел в новую для себя область — изучение коротких пептидов. Это направление биофизики, поэтому мне было сложно на первых этапах. Но благодаря моему профессору — Полу ван дер Скотту я разобрался и заинтересовался этой сферой.
Об исследованиях
После стажировки я вернулся в Узбекистан. Однако здесь не было необходимого оборудования для проведения исследований, поэтому я снова отправился за границу. В 2015 году получил позицию аспиранта в Университете Антверпена в Бельгии.
Я исследовал влияние плазмы на раковые клетки. Плазма — это четвертое состояние вещества, высокоионизированный газ, содержащий радикалы и молекулы. Так, например, тепловая плазма — это Солнце или огонь. Но в природе встречается и нетепловая плазма: ее можно получить при подаче высокого напряжения между электродами при комнатной температуре. Простыми словами: плазма — это холодное пламя. Она обладает способностью окислять материал, но не вызывает теплового воздействия. Поэтому холодная атмосферная плазма — биосовместимая технология.
Ученые работают над методом лечения рака с использованием холодной атмосферной плазмы. После использования такой технологии раковые клетки уничтожаются на молекулярном уровне. Однако мы пока недостаточно изучили все детали. Необходимо провести больше компьютерных симуляций, чтобы лучше понять молекулярные механизмы действия плазмы.
После получения докторской степени я остался в Университете Антверпена в качестве постдока. Спустя год и в связи с пандемией мой проект не получил финансирования. Тогда мне пришли приглашения от Университета Джорджа Вашингтона и Индианского государственного университета, но из-за локдауна я также не получил визу. Поэтому вернулся в Узбекистан.
На данный момент я главный исследователь в нескольких проектах. Один из них изучает влияние холодной атмосферной плазмы на семена растений. После обработки количество проросших семян и скорость их развития увеличиваются. Это полностью экологическая технология, более дешевая, чем любые химические препараты. В этом году мы провели эксперимент на пшенице. Ожидаем повышение урожайности на полях на 5-10%.
Над другим исследованием работаем в сотрудничестве с коллегами из Национального инновационного центра для передовых медицинских устройств Китая и Китайской академии наук. Они проводят эксперименты на раковых клетках, а мы делаем компьютерные симуляции и изучаем метод иммунотерапии. Проект рассчитан на два года, и если все пройдет успешно, мы будем использовать результаты для лечения рака.
О работе ученого
Как руководитель лаборатории я привлекаю студентов для работы над моими проектами. На данный момент у меня 12 сотрудников, трое из них — докторанты. Каждый день в офисе мы начинаем с обсуждения идей. Я всегда даю задание прочесть недавно опубликованные исследования и статьи. Это важно, чтобы оставаться в курсе происходящего в отрасли. Далее студенты получают от меня задания: некоторые создают компьютерные симуляции, другие изучают клеточную мембрану или влияние окислительной среды на разные виды белков.
Каждые две недели я провожу групповые встречи, во время которых каждый делится результатами. После обсуждения мы строим планы на следующие две недели. Благодаря этому студенты понимают важность своей работы, что стимулирует их учиться еще усерднее. И это дает свои результаты. Один из моих докторантов проводит эксперименты с индонезийскими учеными в университете Богор в Джакарте. Другой получил грант от инновационного фонда университета Сан-Вуи, Малайзия. Такое международное сотрудничество позволяет заниматься передовой наукой в конкурентоспособной среде.
О науке в Узбекистане
Как и в других развивающихся странах, в Узбекистане есть проблемы с наукой. В стране не такой высокий уровень инвестиций в научные исследования. Например, чтобы приобрести оборудование, нужно сначала представить доказательства, что оно тебе необходимо, а затем ждать пять-шесть месяцев, а иногда и годы. В условиях проектов прописываются правила: 40% финансирования должно быть направлено на закуп оборудования, а остальные 60% — на зарплату сотрудников. Но иногда самое дорогое в исследовании — это аппараты, и придерживаться такого распределения средств сложно.
На опыте развитых стран видно, что именно инвестиции в науку помогли им стать передовыми. Например, если наш проект по обработке семян плазмой будет успешен, Министерство сельского хозяйства сможет применить его на всю страну и сэкономить на этом миллионы.
Постепенно мы с командой адаптируемся к сложностям. Шаг за шагом работаем над проектами, чтобы в конечном счете предложить свои решения разных проблем.
Советы молодым ученым
В университетах Узбекистана учится много умных и талантливых студентов. Необходимо показывать им, что работа в науке — это перспективно. С моей помощью студенты отправляются за рубеж, участвуют в международных научных форумах. Так мы сможем взрастить новое поколение ученых, которые необходимы стране.
Студентам, которые хотят заниматься наукой, я советую выучить английский язык. Если вы знаете только узбекский, ваши исследования будут локализованы. С английским же вы сможете перейти на глобальный уровень, общаться с учеными из других стран, использовать англоязычные источники.
Выберите хорошего научного руководителя, который в деталях расскажет и покажет весь научный процесс. Это важно, если вы хотите построить карьеру и стать самостоятельным ученым.