Алматы — Астана
6 августа 2009 года я на машине приехал в Астану. Меня пригласили на работу в телекоммуникационную компанию на позицию начальника отдела продаж. Это был после кризисный год, и я, переполненный амбициями и желаниями, мне на тот момент еще не было 30 лет, переехал в столицу. Я понимал, что после кризисов бывают периоды подъема, роста, и нужно в этот момент попасть на гребень волны. Без семьи я долго не был, перевез ее сразу, 26 августа.
Первые полгода в Астане — это период испытания на выдержку. Я знал, что на новом месте есть перспективы роста и возможно стать заместителем директора. Владельцы бизнеса судят только по результатам, поэтому мое образование и прежние достижения их меньше всего интересовали. Нужно было доказать поступками, проявлением инициативы и ответственности, что я этого достоин.
Первый год в Астане был самым сложным. Во-первых, у меня в городе не было ни друзей, ни родственников. Я был практически один. Единственными моими кратковременными знакомыми были сотрудники, с которыми я работал.Во-вторых, Астана не принимала меня. Лето было прохладным, в августе начались дожди,которые не кончались до ноября, а потом в один момент пошел снег, который растаял только в мае следующего года. Зима была тогда самая настоящая, я давно не помню таких зим в Астане. Помню только то, что с октября по май я как одинокий кот сидел на подоконнике и ждал весны. Потому что я привык к теплу и обычно 8 марта в Алматы мы уже жарили шашлыки во дворе. Ну, и последнее, в новом коллективе, как и в новом городе,нужно заслужить авторитет, стать тем к кому могли бы прислушиваться. Для меня первое время все таки было, но меня во многом не воспринимали, считая меня «южанином», это чувствовалось.
Первые полгода в Астане — это период испытания на выдержку
Что касается быта, то мы с супругой и сыном снимали квартиру напротив отеля Radisson, ЖК «Болашак». Я хорошо помню тот период, когда Левый берег еще фактически не был отстроен. Много светофоров были завернутые в целлофановые пакеты.
Первый бизнес
Я переехал в Астану из-за работы в компании EURASIAN TELECOM. Компания занималась телекоммуникациями, поставками сетевого оборудования. Я всегда шел именно по технической части:системная интеграция, телефония, системы контроля доступа, безопасности. Я стал заместителем директора в конце 2009 года, в 2014 году я уже ушел из этой компании. Если говорить о заработке, то мне хватало на то, чтобы содержать семью, арендовать квартиру, выезжать заграницу. Не скажу, что в чем-то был ущемлен.
Астана стала городом, где я открыл свою организацию в том профиле, в котором чувствовал себя комфортно. У меня было большое количество наработанных профессиональных связей, контактов, возможностей вести проекты. К открытию компании в Астане я начал готовиться еще в Алматы. Я окончил Международную бизнес-академию в 2007 году. В 25 лет я понимал, что мне нужно получать знания именно в управленческой деятельности. У меня была острая нехватка этих знаний.
Самая большая сложность, которая была, есть и, наверняка, еще будет — это кадры. Это первая проблема, с которой я столкнулся, поскольку молодая компания не может платить высокие оклады, тем самым привлекая хороших специалистов. Со мной начинали работать люди, которые были больше мотивированы потенциалом лучшего заработка в будущем, нежели на тот момент. Первый год для новой компании — самый сложный. В первый год существования только 10% компаний остаются на плаву, остальные закрываются. Моя стратегия заключалась в том, чтобы каждый сотрудник мог узнать, сколько мы зарабатываем, сколько выплачиваем налогов, куда что тратится, во что инвестируем. Такая прозрачность в развитии компании придавала уверенности коллективу, каждый мог представить ожидаемый результат через месяц, квартал или полгода.Второе, что, на мой взгляд, сильно повлияло на развитие компании, это автоматизация всех процессов, которые реализуются в компании. Мы внедрили системуBitrix. Так, при наименьшем количестве сотрудников, мы реализовывали наибольшее количество проектов. Это позволило нам стать успешнее среди прочих конкурентов. Еще мы смогли найти и занять те ниши и направления, которыми сейчас практически никто кроме нас не занимается.
Астана стала городом, где я открыл свою организацию в том профиле, в котором чувствовал себя комфортно
Сейчас я открываю филиал в Алматы. Это помимо восьми городов на севере Казахстана, в которых мы работаем.
Самые дорогие подарки и покупки в Астане
Самое дорогое, что могло случиться со мной в Астане — это рождение двух дочерей. Их зовут Инжу и Арзу. Старший сын —алматинец, а девочки — астанчанки.
Самые дорогие покупки за неполные шесть лет в этом городе — это две квартиры.
Сложности переезда
Сложностей в самом переезде не было. Единственное в чем я чувствовал дискомфорт — это отсутствие сервиса в Астане. Сервис тогда отсутствовал везде, как в кафе и ресторанах, так и на автомойках. Сейчас этот вопрос практически нивелирован. Люди в столице стали больше улыбаться, стали вежливее, здороваются и говорят «спасибо», «пожалуйста».
Как Астана повлияла на жизнь
Астана станет интересной вехой в моей жизни, потому что это была проверка на прочность. В фильме «Мимино» герой постоянно хочет попасть в большую авиацию, и в его жизни происходят разные перипетии — то он в ресторане погулял, то в тюрьму попал. Главный герой часто закрывает глаза и вспоминает фрагмент из своего кишлака, когда на склоне гор разгоняются два барана и лбом о лоб бьют друг друга. Этот кадр повторяется несколько раз, и он как раз говорит о трудностях и том, как человек борется с ними. На третий раз один из баранов пасует, разворачивается, и второй баран-победитель бьет его рогами под зад.Так и в жизни, кто-то сдается, трудности могут сломать, и у меня тоже были моменты, когда что-то не получалось.Часто утешал себя словами Пауло Коэльо, что темный час ночи всегда бывает перед рассветом. Обязательно в периоды жизни, когда идет черная полоса,после нее наступает светлое, положительное. Поэтому Астана для меня — город, в котором я закалился. Алматы — город, в котором я вырос, а в Астане я получил твердую уверенность в том, что я до конца сформировался как личность.