КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
При корпорации «Цесна» существовало подразделение – охотничье-рыбаловное хозяйство и магазин «Саят». В 1991 году мне было предложено возглавить это направление. В это время «Цесна» открыла представительство в Чехии и развивало там активно бизнес. Я привозила иностранцев — заядлых охотников со всего мира, которые приезжали в Казахстан участвовать в охоте на птиц в Кургальджинских охотничьих угодьях. Я занималась совершенно невероятными вещами, получала разрешение на проезд охотников в Алматы и в Москве, на их прилет, ставила им визы, разрешение на провоз оружия.
В это время мы также занялись организацией шоп-туров. Когда я выехала с нашей группой туристов в Турцию, Стамбул, я была поражена, какие неудобства представляла собой дорога, поэтому на очередном совещании в «Цесне», я предложила открыть чартерный рейс. Мое предложение выглядело смешно: тогда это был Целиноград, не было самолетов, в аэропорту не было никого и ничего. Мне ответили, что помощь будет оказана, но только в определенном размере, и не больше. И я решила этим заняться.
Я нашла самолет, прошла все этапы получения разрешения на чартерный рейс. На это у меня ушло больше полгода. Потенциальные партнеры в Турции, когда слушали мой рассказ о переносе столицы, о том, что теперь у нас будут строиться новые кварталы, дома, новый город, воспринимали меня как Остапа Бендера, но в итоге сделали вид, что поверили. И когда была сделана вся подготовительная работа, 2 февраля 1995 года вылетел наш первый рейс Целиноград – Стамбул — и это было даже для меня сюрпризом.
Возникало очень много вопросов. Мы переживали и смену названия столицы, и изменения курса доллара. Когда наш первый самолет приземлился в Астане, не было ни пограничников, ни таможни. Никто не понимал, что делать с грузом. Ни одного заграничного рейса не летало из аэропорта Целинограда. Тогда все рейсы были из Алматы и больше не из одного города Казахстана.
Когда мы начали это, естественно, были только шоп-туры. Сначала только в Стамбул, потом в Эмираты. Из-за того, что у нас была маленькая загрузка, так как город был маленьким, мы придумали садиться по пути в других городах в Актау, Актюбинске, Атырау. В дальнейшем создавали особые условия для Караганды и Павлодара. Нужно было изменять их отношение, к тому, что Астана – это периферийный город, что там не на что рассчитывать.
Лет через 5 уже задумались об организации отдыха. Учитывая, что город наш был далеко, авиакомпаний никаких не было, никто интереса никакого не проявлял к нашему городу, мы начали делать чартерные рейсы. В 1999 году первый рейс вылетел из Астаны в Даламан.
Мы увидели, что людям нужно создавать условия для поездок в дальние страны. И каждые каникулы мы делали специальный рейс в Египет, в Тунис, на Гоа, на Бали, Куала Лумпур. Была масса стран, куда мы приезжали из Казахстана впервые. Я помню, когда мы приехали в первый раз в Индию нас встречали журналисты и писали о нас статью, что приехали неведомые люди из неведомой страны, скупили все в их магазинах.
Мы очень много сделали для развития отношений с Китаем. Сначала летали в Пекин, как шоп-туры, потом начали разрабатывать отношения с Урумчи, раскатывать это направление. Несли колоссальные убытки.
К 2005 году, когда мы раскатали рейс Астана – Стамбул и все у нас было хорошо, самолет делал 10 рейсов в неделю, на горизонте у нас появился Air Astana и организовал регулярные рейсы. По законодательству, если появляется регулярный рейс, то чартерный запрещают. Дальше и на Эмираты и Урумчи были открыты регулярные рейсы.
В это время мы уже организовали свою компанию Sayat Air, купили два больших дальнемагистральных самолета, которые проходили 12 часов без заправки. Но потом вышел запрет по уровню шумов. А самое главное, произошло такое колоссальное подорожание топлива, что для этой машины полеты стали заведомо убыточными. Здесь уже рассчитывать на продолжение наших чартерных рейсов было бессмысленно.
Мы увидели решение данной ситуации в привлечении иностранные комфортабельные бортов. Мы завели авиакомпанию Atlasjet на наш рынок и начали летать их самолетами.
Я делала чартерные рейсы, но я всегда говорила, что ищу такую компанию, которая будет сама организовывать чартерные рейсы. Потому что это очень не правильно, когда весь риск берет на себя туристическая компания, а все заработки идут в пользу авиакомпании. Поэтому я с удовольствием отказалась от всех этих рисков и перешла на работу с нашим национальным перевозчиком. У каждого должна быть своя сфера работы.
Я нашла самолет, прошла все этапы получения разрешения на чартерный рейс
ПОСЫЛ КЛИЕНТУ
Система туризма — это своеобразный индикатор всего того, что можно глобализировать. Все, что связано с туризмом может быть глобальным, можно объединить людей, этносы, которые воевали, были врагами.
В мире практически каждый народ, каждое государство имеет точку силы, магические, необыкновенные места, откуда черпаются силы. В одних местах это может быть Стена Плача, в Индии в Тривандрум, где зародилось аюрведическое лечение, это место, где одновременно ты видишь и солнце и луну, где закат и восход встречаются, есть места, где камни усиливают энергетику человека. Есть высоты, тропы, такие места, где сокрыты силы, к которым нужно прикоснуться. Я стараюсь обязательно такие места посещать. Может быть, оттуда у меня какие-то силы.
Я люблю Казахстан, и мне всегда очень много хотелось сделать для его развития. Сейчас мы занимаемся вопросом развития внутреннего туризма в Казахстане, чтобы люди из других стран приезжали к нам. В этом отношении важно понимать, что на кого производит впечатление. Англичанина или немца не удивишь построенным городом, но если ты привезешь его в место, где происходили камлания, где стоял шаман, где стоишь и у тебя вся степь как на ладони, вокруг бесподобный ветер, камни необыкновенных форм, — он задохнется от восторга и ему больше ничего не надо. Но если до этого места он будет ехать с трудом, без комфортных условий, ему ничего не будет в удовольствие.
В Казахстане есть такие уникальные исторические места, если бы нам удалось представить их миру, было бы очень хорошо. Гранд каньон ничто по сравнению с нашим Чарынским каньоном, но до него практически невозможно добраться. Недалеко от нас находится замечательное место, конюшня «Бал Карагал», там собрано сейчас больше 10 пород лошадей. Для иностранцев это было бы очень интересное место, где они могли бы расслабиться, покататься на лошадях, там можно сделать хорошее шоу. Мы планируем заняться этим вплотную.
Я люблю Казахстан, и мне всегда очень много хотелось сделать для его развития
ПУТЬ К УСПЕХУ
Всегда, когда начинаешь, сначала тебе не верят. Каждое новое направление, каждый новый маршрут, ты должен понимать, что ты рискуешь абсолютно всем, без остатка. Когда начинаешь, это всегда убытки и проверка на прочность твоей позиции.
Моему ребенку пришлось рано повзрослеть. Был жуткий период, пока мы занимались частными рейсами, у меня действительно не было вообще свободного времени. Когда я укладывала ребенка спать и как только слышала, что она заснула, я одевалась и шла в сорокаградусный мороз встречать самолеты, и так до утра. Утром приходила и будила дочь, будто я никуда не уходила, чтобы у нее не было страха.
У меня такой бизнес, который нельзя контролировать на расстоянии. Я не могу приехать в Майями и просто полежать на пляже, если я приеду туда, мне нужно посмотреть все пляжи, все отели, я смотрю на Майями с точки зрения того, как потом об этом рассказать и отправить людей, чтобы они получили уже готовые условия.
Мы все время готовили массу вещей, которые должны были обеспечивать наш определенный уровень. В 2000 году мы стали членами Международной ассоциации авиаагентств, которая позволяет работать с авиакомпаниями всего мира, вести продажу авиабилетов.
Сейчас активно погружаемся в интернет-систему. Работаем над автоматизацией процесса продажи. Мы делаем продажную систему авиабилетов на наш сайт. К нашему 20-летию к концу летнего сезона, мы хотим удивить наших клиентов, у нас уже будет готовое очень красивое агентство.
Стараемся уловить все новые тренды и предложить клиентам. Я не пропускаю ни одной выставки, это очень сильно развивает, помогает быть в тренде. У нас были и первые места в мире, и вторые, мы получили специальные призы. На последней выставке в Германии, где было 11 тыс. экспонентов мы заняли третье место. Но это была война не на жизнь, а на смерть. Мы смогли использовать передовые технологии и представить Казахстан невероятным местом, мы привлекли огромное внимание людей.
Самое главное я воспитываю в своих людях, в своей команде понимание, что никакие технологии не заменят личного общения. Для этого наши сотрудники, которые работают с клиентами, должны быть очень образованы, знать абсолютно все обо всем, любить людей, любить свои продажи, любить своего клиента.
Я никогда не пользовалась услугами консультантов, меня учила только сама жизнь, помогал мой цепкий взгляд. Все, что видела интересного в других сферах, я применяла в своем бизнесе. Конечно, я еще не смогла достичь совершенства, но я очень к этому стремлюсь, и очень хочу, чтобы это почувствовали наши клиенты, приходя к нам. Чтобы им в голову в первую очередь приходила не мысль о том, что здесь с них хотят взять деньги, а чтобы они здесь провели приятно время.
У меня такой бизнес, который нельзя контролировать на расстоянии
ЖИЗНЕННОЕ КРЕДО
Мое жизненное кредо - стремление к недосягаемому.
Очень хорошо, что я во многом шла первая, если кто-то был в этом направлении ни с кем не вступала в конфликт, ни через кого не переступала. Это самое главное. У нас была такая уникальная ситуация, что можно было просто открывать новые дороги, новые сферы, никому при этом не мешая.
РАСПОРЯДОК ДНЯ ИННЫ РЕЙ
Все подчиняется тем задачам, которые на данный момент возникают. Что-то нужно делать в офисе, что-то во время встреч. Я участник очень многих общественных объединений, консультирую по многим вещам, выступаю экспертом.
Большое время занимает общение с собакой, потому что я перед ней ответственна, я намеренно не взяла помощника, поэтому я выгуливаю ее сама. Мне жалко времени, которое приходится тратить на салон красоты.
ДЕЛОВЫЕ СОВЕТЫ
Говорят, что хорошее произведение получается у голодного человека, я вынуждена сейчас признать этот факт. Любой предприниматель должен быть «голодным». Только тогда, когда у тебя за спиной катастрофа, ты понимаешь, что кроме этого шага у тебя уже больше ничего не остается. Рисковать, мало кто решится. Жизненные обстоятельства — это самое серьезное подспорье для любого человека. Именно ощущение, что этот шаг, это твое единственное спасение помогает двигаться вперед. Нужно очень много развиваться в своей сфере, думать, читать, анализировать то, что происходит. Когда ты переполняешь себя этой информацией, у тебя появляется, как говорят некоторые, интуиция, «третий глаз». Каким бы бизнесом ты не занимался знания нужно накапливать. Должна быть устремленность на сам процесс. Я бы не стала никогда зацикливаться на результате. Когда ты поглощен процессом, деталями, тебе это нравится, результат приходит сам собой. И тогда ты проще воспринимаешь проблемы, которые неизбежны.