О СЕБЕ
Я веселый человек.
Люблю жизнь, перемены. В Советском Союзе жизнь была чрезвычайно однообразной, каждый день повторялся: одни и те же слова, вещи, продукты, транспорт, дома. Это надоедало. Я всегда хотела, чтобы город менялся, люди, одежда, мебель в доме. Наверное, главная моя черта — это желание разнообразия. Люди ходят в одном и том же пальто три года, а я не могу.
Я не знаю, что такое депрессия. Я прожила долгую жизнь, и до сих пор не знаю, что это такое. Когда тебе плохо, выйди на улицу, собери друзей, пообщайся с людьми, и потом, в жизни столько всего смешного. Если этого не видеть, зачем тогда жить?
Я любопытная. И эта черта помогает мне не бояться, не чувствовать страха.
Я вспыльчивая, эмоциональная, вижу мир в красках.
Сейчас я фрилансер. Я много пишу в интернете, на Facebook. Интернет — это классная штука, легко и просто 20 лет назад я освоила компьютер. У нас такая профессия, мы умеем хорошо печатать, я не писала от руки уже 40 лет. У меня есть хорошая немецкая машинка «Эрика», и на ней я печатала свои материалы. Компьютер — это удовольствие, это окно в мир, информация, средство связи.
Пока у меня хорошая память, я запоминаю многие мелкие детали. Это профессиональное качество — для журналистов нужно запоминать мелкие детали. Чтобы узнать человека, нужно быть к нему внимательным.
Я интересуюсь политикой. Это мой превалирующий интерес, считаю, что политикой должен интересоваться каждый журналист. Вообще, журналистская деятельность — это политическая профессия. Неважно, в какой области журналист пишет, мы живем в русле времени и должны это время отразить, а отражение времени — это политическая черта. Я писала книги о КарЛаге — это политическая публицистика. Я выказывала свое отношение и к Советскому Союзу, и к системе, ко всему, что считаю нужным сказать.
Самое интересное в жизни — это искусство и политика. В центре того и другого стоит человек. Журналистика прекрасна тем, что она дает возможность узнать человека, а политика — это то, что дает возможность узнать о человеке настоящем, какой он на самом деле.
Мой жизненный принцип — стараться жить без вранья. Самое отвратительное — это ложь, она разрушает. Наша профессия принципиально цинична по своему содержанию. Этот цинизм пронизывает нашу профессию, его можно избежать, только если выбрать себе направление. Когда я оканчивала университет, я уже понимала, что мне делать, понимала, в какой стране живу, и как это все выглядит в мировом пространстве. Для меня главное в профессии — это защитить человека. И я написала свой первый материал про девушку-казашку, которую насильно собирались выдать замуж. Ее украли, спрятали и хотели насильно женить, а я защищала ее. А потом еще у меня был материал, о том, что девушка вышла замуж, а оказалось, что ее муж — религиозный фанатик. На ее помощь я отправила молодого парня с МВД, и мы с ним до сих пор друзья, потом он стал большим начальником, полковником. А позже возглавил архив КарЛага, был моим помощником, когда я стала заниматься темой лагеря, так что я ему благодарна.
Я писала много критических материалов, всегда защищала человека, его права. А кто первый поможет человеку? Ему поможет журналист, если журналист не трус и не предатель.
Еще один принцип — вокруг меня должны быть молодые друзья. Никогда не окружайте себя несчастными людьми, нытиками и неудачниками. Им надо помогать, защищать, но не надо с ними дружить, потому что несчастье заразительно. Надо выбирать себе такое окружение, которое будет с тобой жить синхронно.
Самое интересное в жизни — это искусство и политика
О КАРАГАНДЕ
Я люблю Караганду, это тихий, совершенно прекрасный город.
Судьба Караганды очень тяжелая. Биография у нее нерадостная, это город, который возник, потому что возник лагерь. Лагерь — его основной строитель. Это тяжелый город.
Я приехала в Караганду в 1954 году, когда мне было 16 лет. Это был серый, нищий город с мрачными людьми в синих и черных плащах, ватниках, кирзовых сапогах. Первыми строителями Караганды были заключенные, и голодные, умирающие казахи, которые приходили в город из аулов в поисках работы и куска хлеба. Эти обездоленные, несчастные люди строили КарЛаги. Но когда заключенные выходили из лагерей, они оставались в Караганде, они создали здесь интеллигенцию, которая по сей день прекрасна.
В Караганде удивительная аура. Самое главное, что держит здесь — это люди и атмосфера, дружелюбие, готовность поддержать и помочь.
Пять лет я отучилась в Алматы, окончила там университет и приехала обратно в 1961 году. Но это был уже другой город: появилась разнообразная одежда, люди завели домашних собак, а это признак того, что Караганда становилась городом. Стали проводить выставки, появились клубы по интересам, молодежь изменилась.
У нас в Караганде есть особая черта — на улице незнакомые люди разговаривают друг с другом. Это сплошь и рядом. Сидишь в парке, к тебе могут подсесть и заговорить незнакомые люди.
В Караганде мы все друг другу друзья. В какой бы стране ты ни оказался, можно встретить там карагандинца, и он станет твоим братом, примет как близкого человека.
На Бульваре Мира прошла вся моя жизнь.
Люблю улицу Панфилова, проезды Яблочный, Грушевый. Этот кусочек Караганды все время хорошеет, и его очень любят.
Я никуда не хочу уезжать из Казахстана. Мне нравятся здесь люди. Они серьезные, спокойные, добрые, свободные. Казахи не знали крепостного права — это очень важно. В менталитете нет этого рабства, поэтому мне хорошо здесь.
Почти все мои друзья — казахи. Когда я побывала в казахской компании, полностью себя идентифицировала, потому что жить в стране и не разделять качеств этого народа просто невозможно.
Казахи в советское время сумели сохранить семью, традиции. Мне всегда это импонировало и поражало. Из казахов пытались сделать русских, а я всегда говорила: «Дайте им возможность быть казахами!».
У нас в Караганде есть особая черта — на улице незнакомые люди разговаривают друг с другом
НЕРАВНОДУШНЫЕ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ В ИХ ЖИЗНИ
Я всю жизнь работала с мужчинами, потому что раньше журналистика была мужской профессией, это сейчас она стала женской. С мужчинами работать гораздо лучше, чем с женщинами. Потому что мужчины не мелочные, но любят посплетничать не хуже, чем женщины. Как сказал Евтушенко: «Лучшие мужчины — это женщины». Но все равно я к ним хорошо отношусь. Мужчины интересные, без них жизнь была бы пресной.
Папа у меня был замечательным. Он был полиглотом, знал много языков, был образованным, сдержанным и интеллигентным человеком. Он оказал на нас с братом большое влияние и многое в нашей жизни открыл. Хоть он и был немногословен, у него была хорошая черта — чувство юмора, он был ироничным человеком, никогда никого не осуждал, не критиковал и был наблюдательным. Для меня папа — очень важный человек в жизни. Я часто его вспоминаю, мне всегда с ним было интересно.
А брат — абсолютная противоположность меня. У нас с ним разница в возрасте год и четыре месяца, и получилось так, что мы пошли с ним вместе в школу. Брат спокойный, сдержанный, закрытый, скромный, неразговорчивый. Мы дополняем друг друга. Он хорошо учился в школе по математике, я хорошо по гуманитарным предметам. На русском языке и литературе я сидела сзади него, а он спереди, я проверяла его сочинения. А на математике было наоборот. Он терпеливый, с детства любил учить и стал преподавателем.
Муж у меня был человек интересный, тоже журналист, еще он был поэтом, писал стихи. Правда, мы прожили с ним всего лишь 10 лет, он рано погиб. Он был хорошим, спокойным человеком с чувством юмора. Мы любили розыгрыши, шутки. Я ему писала какие-то смешные объявления, а он читал и смеялся. У нас один сын, и мы находили общий язык в воспитании ребенка. Мы никогда друг на друга не кричали, мой муж никогда не повышал голоса, он не умел быть стойким, поэтому сын мог вить из него веревки.
Сын получился у меня хорошим, я им довольна. Он благодарит за то, что я его родила. А я ему отвечаю: «Спасибо, что ты у меня родился». Он архитектор компьютерных программ. Работает за границей, живет в штатах, в Калифорнии, в Силиконовой долине. У него хорошая семья, он занимается хоккеем в любительской команде, тренирует детей. А моя невестка — его ровесница, тоже играет в хоккей в женской команде. Они с женой друзья, родители двух сыновей, старшему 34 года, а младшему 28 лет. Мы с сыном постоянно общаемся по Skype, он приезжает ко мне каждый год, и я к нему тоже.
У меня в семье одни мужчины, поэтому мне с ними легко.
Мужчины интересные, без них жизнь была бы пресной
ПРАКТИКА ЖИЗНИ
Я не люблю людей, которые начинают свой разговор с рассказов о болезнях. Встаешь утром и радуешься, что ты еще живешь. Я полагаю, что человек должен стремиться жить для того, чтобы узнать, что будет дальше. Важно, жить с такой мыслью.
Когда люди говорят, что после пенсии будет скука, однообразие, хочу сказать: «Ничего подобного! Как захочешь, так и будет».
Во-первых, надо делать то, что ты умеешь. Если будешь делать то, что не умеешь, то все испортишь и только насмешишь людей. Я не умею шить, вязать, для меня это скука, но люблю двигаться, поэтому наполняю свою жизнь движением, много хожу пешком. Лучше выйти на полчаса раньше и погулять по городу.
Пища должна быть приготовлена из хороших продуктов. Если не можешь позволить себе купить хорошие продукты, не покупай ничего. Лучше купить что-то одно, но хорошее, чем много всякого плохого.
Если что-то делаешь, делай это хорошо.
Считаю, что зависть укорачивает жизнь тому, кто завидует. Принцип такой: если чувствуешь, что человек завидует, отойди от него в сторону.
Я не люблю выяснять отношения. Если человек со мной дружил и сотворил какую-то пакость, я не буду продолжать с ним дружить. Я просто не буду с ним больше общаться, не впущу его в свой дом. В мой дом должны приходить только те люди, которых я люблю, и которые любят меня. Надо стоять на ногах и не надо никому кланяться.
Жить надо весело.