Данияр Аманалиев ― предприниматель, сооснователь и бизнес-дирижер группы компаний ololo из Кыргызстана, а также новый автор weproject.media. Данияр будет делиться своим 20-летним опытом в интеллектуальном бизнесе. Недавно он рассказал о том, как развивается креативная экономика в Центральной Азии и мире, а сегодня предприниматель поделился своими наблюдениями о личной продуктивности и эффективности.
Данияр Аманалиев, сооснователь и бизнес-дирижер ololo group
Курманжан Акиева, CEO ololoMedia
Раньше я проводил много тренингов по тайм-менеджменту, а потом перестал, потому что меня стал раздражать сам термин. Временем управлять невозможно, но мы зачастую предпочитаем создавать себе эту иллюзию, лишь бы не заниматься собой.
Так как ololo состоит примерно из 20 разных бизнесов, мои дни крайне разнообразны, а проектами приходится жонглировать эффективно, быстро вникая в суть проблем и принимая решения в ускоренном режиме. Кажется, так теперь почти у всех, кто занимается бизнесом всерьез. Поэтому, надеюсь, мои инсайты по этой теме окажутся полезными для многих.
В управлении своей продуктивностью я придерживаюсь простого правила: все больше уходить от задач, в которых мои результаты зависят от потраченного времени, в пользу дел с непропорциональным результатом.
Делегирование и доверие
Доверять людям важные дела — это навык, который я в себе постоянно стараюсь развивать. Главный враг — фраза: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам». Такой подход ставит крест на способности расти и взращивать. От контрол-фрика я эволюционировал в экспериментатора, который считает достижением найти подходящего человека на каждый важный проект. Я лично не являюсь лидером ни в одном из внутренних проектов: помочь ему нащупать почву под ногами, построить свой «корабль» и определить направление.
Экспериментатор — это точное слово, потому что все начинается с вашего признания своего несовершенства. Все мои идеи, гипотезы, я заранее принимаю, что они могут сработать или провалиться. Дух экспериментатора позволяет мне радоваться провалам не меньше, чем успехам. Потому что так же, как искатели сокровищ, я понимаю, что поле поиска правильного решения каждый раз сужается.
Краткосрочное планирование
Возможно, прозвучит стыдно, но я планирую не больше, чем на месяц вперед. Крайне редко могу подтвердить участие в ивенте за два месяца вперед. Конечно, у меня есть общие цели, которые могут растянуться на годы, но конкретные задачи я стараюсь планировать только на неделю вперед. При этом у нас есть видение, но оно не нуждается в расписанном плане, и мы довольствуемся дорожной картой.
Планы более чем на неделю в моем случае: скорее «намерения» или «желания», о чем я заранее предупреждаю. Как при этом управлять чем-то серьезным? Мне помогает умение точно расставлять приоритеты и пересматривать их, меняя курс, как только важность трансформировалась. Я знаю ранги целей, возможностей и проблем, которые меня окружают, и занимаюсь в каждый момент времени задачей №1.
Это также помогает в работе с коллегами. Закон Паркинсона гласит, что работа занимает все отведенное на нее время. Чем больше дается времени для выполнения задачи, тем меньше вероятность, что она будет сделана в срок. Поэтому хорошо работают дедлайны в один-три дня. Если срок был дольше, например, месяц, вероятность выполнения задачи снижается.
Умение расслабляться
Раньше я постоянно ощущал давление и чувство вины за то, что не успеваю охватить все дела. Иногда я даже жертвовал отдыхом и общением с близкими ради работы. Но со временем понял, что такой подход ведет только к пропасти. Я полностью пересмотрел свой подход и приучил себя расслабляться — понял приоритетность личного баланса. Мое внимание направлено только на те задачи, которые ведут к достижению основных целей. И именно такие задачи я выполняю с удовольствием. Это значительно снизило уровень стресса и, что парадоксально, позволило успевать больше. Главный урок: не надо успевать все — только непропорциональные задачи.
При этом важно не просто расслабляться, но и делать регулярные паузы для того, чтобы перезарядиться. Паузы могут быть короткими: 5 минут или долгими: пара часов игры в Dota 2 с сыновьями, но именно они формируют качественную и осознанную жизнь. Это может показаться нелогичным, ведь паузы кажутся непродуктивными. Однако такое расслабление включает творческий режим работы мозга. Именно это позволяет мыслить стратегически, иметь helicopter view — смотреть на свои задачи с высоты птичьего полета и видеть общую картину. В паузах рождаются новые идеи и решения, которые я бы вряд ли нашел в процессе непрерывной работы.
Очищение окружения
Огромную роль в моей эффективности играет окружение. Я сознательно очищаю его от людей, которые тратят мою энергию. Это могут быть те, кто постоянно недоволен жизнью, льстецы, лицемеры или люди, которые боятся рисковать и двигаться к своей мечте. Именно поэтому одна из трех ценностей в ololo — счастье. Все, что мы делаем в жизни, имеет смысл только в том случае, если это делает нас и людей, с которыми мы работаем, счастливее. Я не подразумеваю при этом сиюминутное удовольствие и слабость. Человек, стремящийся к счастью, открыт к новому: он не защищается, а изучает, не разочаруется, а корректирует ожидания, не ошибается, а обучается. Человеку, стремящемуся к счастью, противно делать несчастными других, он сеет, а не рубит. Это окружение помогает мне двигаться вперед, а не тратить время на токсичные отношения.
Подводя итог, можно сказать, что мою продуктивность поддерживают навыки делегирования, приоритизации, расслабления и поддержания среды.
Эти навыки не только позволили мне делать больше и значимее, но главное, сделали меня счастливее. А у вас как?