Аяужан Каматаева строит научную карьеру в Европе и изучает политическое поведение, доверие к институтам и права человека. В интервью она рассказала о своем пути от школьницы в Усть-Каменогорске до PhD в Испании и поделилась мыслями о развитии науки в Казахстане.
Аяужан Каматаева, город — Сан-Себастьян, Испания, PhD по правам человека, Университет Deusto
О себе
Интерес к науке появился у меня еще в детстве благодаря маме — химику-экологу, доктору технических наук. Я видела, как она строила научную карьеру, с детства была окружена атмосферой исследований. Университет стал для меня привычным местом обитания, а структура мышления формировалась в исследовательской манере. Настолько, что будучи семиклассницей, я уже проводила исследования влияния фаз луны на успеваемость школьников в своей школе. Позже меня серьезно заинтересовала тема очистки сточных вод в Усть-Каменогорске — эта проблема особенно насущна из-за промышленного профиля города.
Гуманитарные способности проявились у меня еще с детства в форме стихов. Но интерес к социальным наукам открыл мне преподаватель Mr Peter Ellis, который вел курс глобальных перспектив в старших классах НИШ. Мы открывали новые горизонты понимания проблем, учились определять логические ошибки и писали свои мини-исследования. Еще не зная о методах экспертного интервьюирования, я интуитивно ездила к врачам, чтобы включить их опыт в интерпретацию социальной части проблемы. Для сравнительного анализа кейсов я просила подругу из Колумбии провести аналогичные интервью в Картахене.
В Назарбаев Университете я получила базу по политологии и международным отношениям. Во время бакалавриата работала ассистентом профессора, принимала участие в разработке опросников, а также применяла знания в электоральной политике и изучении реакции граждан на новые законопроекты в формате краткосрочных сотрудничеств и волонтерских инициатив.
Это стало хорошей отправной точкой для поступления на магистерскую программу исследовательского направления в университетах Карлова, Лейдена и Помпеу Фабра. Логическим продолжением стала докторская программа по стипендии Марии Склодовской-Кюри в области прав человека — социальных, этических и политических вызовов.
Сегодня я изучаю политическое поведение, мнения граждан и политическую репрезентативность. Живу в Сан-Себастьяне и нахожусь в завершающей фазе докторской программы. Символично, что в Испании я жила именно в двух регионах: Каталонии и Стране Басков, внутренние процессы которых анализировала в рамках одного из курсов по политике идентичности еще в Назарбаев Университете.
Мой типичный день начинается с планирования и приоритизации текущих задач. Утреннюю часть стараюсь посвящать написанию теоретических частей диссертации и черновиков потенциальных публикаций. Далее, в зависимости от повестки дня, следует анализ данных, поиск информации, чтение или изучение количественных методологий.
Важно упомянуть и более ранние этапы, когда я ассистировала в проектах своего научного руководителя, принимала участие в деятельности исследовательской группы, ездила на семинары и посещала конференции. Все это постоянные элементы научной жизни, но в зависимости от фазы исследования они могут проявляться с разной интенсивностью.
Должна отметить, что социально активная часть заряжает исследователя. Однако более 70% времени проходит в изолированной работе, когда остаешься один на один со своими желаниями, мечтами, проблемами и обязательствами.
О научных исследованиях
Моя исследовательская деятельность сосредоточена на изучении роли репрезентативного потенциала институтов в формировании политического поведения и общественных настроений. В своих исследованиях я объединяю теории политического участия, политической репрезентативности и потенциала или провалов демократических институтов в контексте европейских стран.
Основная проблематика моих исследований — это демократический дефицит или кризис, который переживают консолидированные политические режимы Запада. Поликризис стал огромным вызовом для всех государств, особенно для демократий, где народ оценивает работу правительства, назначает и поддерживает его на основе проделанной работы и показателей.
В своем исследовании я пытаюсь объяснить политическое доверие и поведение граждан, рассматривая взаимоотношение индивидуальных и контекстуальных причин за последние более чем 20 лет по 26 странам.
Помимо этого направления, я также участвовала в проектах, которые рассматривают проявление гендерных ценностей и изменение их нарратива в политических партиях и среди граждан.
О науке в Казахстане
В последние годы я стала замечать позитивную динамику в общественном мнении и популяризацию науки в Казахстане. Раньше поступление в аспирантуру воспринималось не особо радужно в общественном понимании. Но теперь люди стали рассматривать это как нормальное явление и проявлять уважение к тем, кто занимается наукой. Думаю, это хорошее начало для дальнейшего развития.
Социальные медиа помогают популяризировать науку с интересных и позитивных сторон. Знаю несколько объединений и ассоциаций, например, KZ PhD Unions и QIST — Qazaq International Science and Technological Association.
Однако проблемы остаются серьезными. По тому, что я знаю из области социальных и гуманитарных наук, нехваткой в развитии науки может быть методологическая база. Не во всех вузах нашей страны есть возможность изучать курсы по дизайну исследования и методологии.
Помимо этого, система оценивания во многих программах бакалавриата и магистратуры может базироваться на тестовых заданиях, а не на понимании и анализе тем студентами — в форме аналитических заметок, позиционирования или применения концепций в других случаях. Во время курса «Конфуцианизм и китайская политика» профессор Shushan Lee просил нас проводить параллели между китайским и казахским мировоззрениями. Например, есть сходство между некоторыми традиционными конфуцианскими понятиями китайцев и казахской традицией кызга кырк уйден тыю. Это помогает студентам глубже понять материал и развивать умение видеть закономерности и тенденции, что может стать основой качественной подготовки молодого ученого.
Большая проблема заключается в финансировании. Это касается не только оплаты труда научных сотрудников в Казахстане, но и продвижения исследований. В некоторых случаях я вижу, как сами исследователи оплачивают расходы на необходимые материалы или на публикации с открытым доступом.
Рекомендации для молодых ученых
Подходите к выбору темы основательно. Это должно быть не только то, что вам понятно и хорошо получается, но и то, что имеет социальное влияние. Тема должна вдохновлять и мотивировать даже в моменты стагнации и экзистенциальных кризисов.
Выбор места работы и команды — немаловажный фактор. Есть разные научные школы и, соответственно, разные подходы. Помимо этого существуют индивидуальные и командные стили работы в науке. Зная себя, стоит определить, в какой среде и с какой школой мысли вы больше совпадаете.
Станьте профессионалом в определенном методе, постоянно улучшайте методологические знания.
Если что-то не получается, не опускайте руки — временно переключите фокус на другие задачи и подойдите к проблеме заново со свежим взглядом.
Старайтесь выбрать несколько конференций и объединений по интересам и ежегодно посещать их мероприятия и участвовать в их деятельности. Так у вас получится качественно выстроить профессиональные связи и экспертность по направлению.
Я постоянно забываю напоминать себе, что отсутствие впечатляющих открытий и результатов совершенно естественно, когда ты только в начале своего пути.
Трудности неизбежны в любой профессии, а в науке тем более. Природа работы, ориентированной на теоретические исследования, а не на практические задачи или быстрые результаты, может порой демотивировать. В этом плане полезно параллельно заниматься гражданским активизмом и преподаванием. Первое особенно полезно, чтобы не терять чувство реальности и понимание того, как некоторые вещи работают на практике.
Еще одна сложность, с которой могут сталкиваться молодые ученые — это неумение четко разграничивать работу и личную жизнь. Нередко мы продолжаем трудиться допоздна или даже в выходные, ведь размышления о рабочих вопросах преследуют постоянно. Тем не менее, чем раньше мы научимся устанавливать границы и отключаться от работы, тем больше шансов предотвратить профессиональное выгорание и другие личные проблемы. В этом смысле особенно полезно находить новые увлечения, которые помогают полностью переключиться. Например, скалолазание дает мне возможность обдумывать стратегию каждого движения и одновременно напоминает, что любые трудности, включая научные, можно преодолеть. А йога или походы в горы помогают избавиться от эмоциональных перегрузок и обрести внутреннее равновесие.