О ЖИЗНИ
Впервые я оказалась в Штатах, когда была молодым специалистом, работала в Большой четверке. Я мечтала побывать в США, но тогда я только изучала английский. Как и все выпускники КИМЭП я сначала выучила бизнес английский и могла спокойно провести презентацию на уроке по экономике. Но если бы меня отправили в ресторан, я бы не смогла заказать морковный суп, так как я даже не знала такие слова как морковь или тарелка. Когда к 2007 году я овладела английским в совершенстве, я подала на программы «Болашак» и «Маски», и поступила сразу в обе. Мой выбор пал на «Макси», так как это была престижная программа, и ее условия мне показались очень привлекательными. Это грант имени Эдмунда Маски выдаваемый американским Правительством для молодежи из стран СНГ. Так я попала в Питтсбургский университет на программу магистра юриспруденции.
В США я считала себя девушкой из Питтсбурга. Я всегда была открытой, активной, любила общаться с людьми. Как-то я пришла на встречу выпускников, которую устраивали наши профессора, и туда пришли руководители различных компаний. Так мы познакомилась с одним из партнеров Делойта в Питтсбурге.
В одну из пятниц, когда в Нью-Йорке проходила самая масштабная ярмарка вакансий для выпускников, у меня проходило интервью по телефону с тем партнером и в последующем мне предложили работу в сфере международного налогообложения в Делойте. Меня спросили, в каком городе я хочу работать, и я выбрала Нью-Йорк. Зарплата была у меня достаточно высокая, даже с вычетом налогов, которые я получила назад, уезжая в Казахстан.
Сначала я жила около Центрального Парка на Манхэттене с соседкой. Это была маленькая квартирка, которую я называю shoe box (коробка из под обуви). Я помню, что в Нью-Йорке у меня ужасно улетали деньги. Ты встаешь утром, кушаешь мюсли на завтрак, выходишь на улицу и покупаешь Starbucks — $6, идешь в офис и покупаешь какой-нибудь смузи или снэк — $14, затем обед — $20, вечером хочется еще раз Starbucks, а еще надо купить молоко на утро, это не говоря об ужине. Так можно потратить $100 в день. Тогда я жила от зарплаты до зарплаты.
При этом я пыталась экономить, чтобы потом пойти на Saks Fifth Avenue, и купить красивые дизайнерские туфли, как у Кэрри Брэдшоу. Это был потрясающий период жизни.
Затем, когда я научилась грамотно распределять свои финансы, я начала жить одна в хорошей квартире. Я экономила на всем, чтобы позволить себе жить в престижном районе рядом с набережной.
Нью-Йорк — это столица мира, город победителей. И все люди, которые живут здесь, чувствуют эту динамику и энергетику. Одно то, что ты утром едешь в метро на работу на Манхэттен, а вечером будешь на вечеринке у кого-нибудь в пентхаусе, невероятно заряжает.
Второй мой приезд был неожиданным. Я была в Астане, жила и наслаждалась своей жизнью, когда получила звонок от агента с Лондона. Я долго раздумывала, но в итоге согласилась и приняла приглашение по работе KPMG New-York. На этот раз я не захотела жить в Нью-Йорке, так как думала, что уезжаю навсегда, и знала, что моей зарплаты будет не достаточно для этого города. Выпускники Гарварда могут рассчитывать на зарплату в $120 000 в год, а выпускники простых университетов — $60 000. 30% от этих денег уходят на налоги, $2000-3000 в месяц — на аренду хорошей квартиры, и остаются копейки на еду, одежду и развлечения. На тот момент для меня важно было качество жизни, так как я была уже семейным человеком. Поэтому я выбрала Филадельфию, в часе езды на скоростном поезде от Манхэттена. Там более комфортная жизнь для семейных людей.
Филадельфия — это спокойный милый город, с прекрасными ресторанами. Я прожила там два потрясающих года своей жизни и благодарна городу и людям, за гостеприимство, дружбу и поддержку.
Однажды я даже думала переехать в Силиконовую долину, так как очень люблю Сан-Франциско, и мы с супругом поехали туда на разведку. Оказалось, что жизнь там, в долгосрочной перспективе, очень дорогая. Обычный дом, который в Филадельфии будет стоить $250 000, в Силиконовой долине стоит $1 500 000. Но и более того, чтобы жить там, нужно быть в курсе всех технологий, интернет проектов, IT-стартапов.
После 30-ти лет уже не так легко адаптироваться и ценности постепенно меняются. Мы с супругом хотели ребенка, хотели быть рядом с родными и друзьями, поэтому вернулись в Казахстан.
О ЕДЕ
Источник: www.simplyscratch.com
В 2007 году, когда я уезжала в Питтсбург, у нас проводились ориентационные дни, когда нас готовили к поездке в Штаты. Бывшие студенты американских вузов, вернувшиеся в Казахстан, рассказывали, что еда там пластмассовая, искусственная и совершенно не вкусная. До 2007-2008 годов это было действительно так.
Когда я только приехала туда, всех студентов с аэропорта сразу повели в ресторан на ужин. Я ела салат и мясо — они были безвкусные. Сейчас же в Америке торжествует эра органических продуктов. Это значительно отразилось на кухне, и еда стала вкусной, экологически чистой. Сейчас в Штатах в тренде салаты, протертые супы, веганские десерты и смузи.
Бургеры — это все для американцев, они едят их постоянно. Отсюда пришла мода на gourmet burgers, которые подаются во многих ресторанах на деревянных подносах, красиво украшенные и с картошкой фри.
Что касается домашней еды, то до сих пор, где-нибудь в Огайо, существуют семьи, где мама в качестве ужина подает хлеб с ветчиной. При этом считается, что мама приготовила семейный ужин. Я видела такие семьи.
О ЛЮДЯХ
Моя соседка по квартире была типичной нью-йоркской еврейкой — амбициозной, активной и целеустремленной. Для нее была важна финансовая дисциплина, а я тогда еще не имела об этом понятия. Как-то два месяца подряд я задержала на один день ей свою часть оплаты за квартиру, из-за чего мне пришлось съехать с квартиры среди ночи. Это был отличный урок на всю жизнь, когда я поняла, что такое финансовая ответственность.
И тогда же я поняла, что в Нью-Йорке люди поддерживают друг друга. В тот момент, как я оказалась без жилья, я позвонила одной девушке, к которой должна была переехать в конце месяца, и она поселила меня к себе пораньше. Мы с ней до сих пор дружим.
В Нью-Йорке людям приходится быть требовательными. Они очень приветливые и улыбчивые, но в корпоративном мире люди тебя уважают, только если ты доказал свой профессионализм и компетентность. Если ты допустишь какую-то глупую оплошность или провалишь сроки сдачи проекта, то восстановить утраченное доверие будет сложно.
В США мне довелось общаться с эрудированными и образованными американцами. Соответственно у меня впечатление о них, как о начитанных и умных людях.
Мне очень нравится, как американцы относятся к моде. Они совсем не заморачиваются, и одеваются красиво и нарядно только на большие мероприятия. В повседневной жизни молодые девушки ходят в легинсах, вьетнамках, футболке с названием университета, с волосами в небрежном пучке и ковриком для йоги в сумке. Это популярно, так как такой образ означает, что у тебя есть абонемент в йога-центр, что ты следишь за своим здоровьем, и занимаешься спортом.
В обычной жизни американцы, безусловно, очень приветливые и вежливые. Они всегда открывают и держат за собой двери, пропускают тебя вперед и в целом готовы помочь. Я была свидетелем случая, когда один мужчина открыл другому дверь, а второй сказал: «Нет, только после вас». И вот так они несколько минут стояли и уступали друг другу путь.
До сих пор есть некоторые вещи, которые связывают меня с Америкой, но я уже не хотела бы уехать туда на всю жизнь. Возможно, просто съездить на месяц или два, на какой-нибудь йога-тур в Калифорнию, Колорадо или Гавайи. Мне нравится моя жизнь в Астане, и я проживаю один из лучших ее периодов. Недавно я разговаривала со своими племянниками, и они спрашивали у меня, где я хочу жить. Сами они выбрали США и Японию, а я сказала, что мечтаю жить в Астане. На что они с удивлением воскликнули: «Ну ты же уже живешь в Астане», а я ответила: «Видите, какая я счастливая — я мечтаю жить в Астане, и я живу здесь».
О своей жизни в США рассказала нам Алия Жолболдина.
Фото из личного архива Алии Жолболдиной.