Рустем Итемиров, 36 лет, родной город — Аягуз, генеральный директор ТОО CVL
Я чувствовал нехватку свежих знаний и знал, что образование MBA кардинально переворачивает мозг и мировоззрение. На тот момент я четко осознавал, что те знания, которые я получал в университете, давали мне преподаватели-теоретики, кроме того, информация во многом устарела и не была связана с современной экономической ситуацией на рынке. Я понимал, что именно MBA — это комплекс необходимых знаний для бизнесмена.
Учился я в Европейском Университете, головной учебный офис которого находится в Швейцарии, а я учился в Барселоне. Это казахстанско-швейцарская программа IBS при КазЭУ. Когда у меня появилась мысль поступать, я уже знал, где учились мои знакомые, партнеры, бизнесмены. Большинство училось именно в IBS, поэтому мне тоже захотелось отучиться там, так как была положительная обратная связь. Моя специализация — «Международный бизнес». По окончании я получил два диплома: казахстанский от КазЭУ и европейский.
Сложности в обучении могут возникнуть только у тех людей, кто не имеет практики управления бизнесом или имеет небольшой опыт работы на невысоких должностях. Тем, кто занимается бизнесом, было просто интересно. Каждое занятие проходит не так, как в школе или университете, когда ты сидишь и скучаешь. В MBA — это постоянно какие-то кейсы, а преподавателями были крупные бизнесмены.
Самообразование — это всегда противостояние лени, времени, а когда ты учишься в университете и платишь за это деньги, это хорошо мотивирует.
Раньше у меня была компания «Империя тепла», по окончании обучения в 2014 году первым моим категоричным решением был ребрендинг. «Империя тепла» стала компанией CVL. Это совершенно новая компания со своей стратегией, миссией, целями, корпоративной культурой. И все это мне однозначно дало образование MBA. Как результат, после того как я выучился и сделал ребрендинг компании, оборот компании вырос в пять раз. И на текущий момент ежегодно ровно в два раза мы увеличиваемся в количестве людей, проектов, по уровню заработка и расширения по Казахстану. Компания растет.
Сейчас я ощущаю, что мне опять нужны свежие знания, чтобы справиться с развитием компании. Фаза роста компании — самая сложная. Это постоянные изменения, стрессы, приличная текучка кадров.
Сауле Мамаева, 30 лет, родной город — Караганда, некоммерческая благотворительная организация
На момент выбора программы MBA для меня были важны следующие критерии: качество содержания программы, возможность совмещать учебу с полным рабочим днем, обучение на английском языке и наличие международных аккредитаций. Необходимость оставаться в Казахстане сузила поиск до Университета КИМЭП, который отвечал этим требованиям. Так как у меня на тот момент было только гуманитарное образование, опыт работы в сфере услуг и некоммерческой организации, отсутствовали бизнес-знания и навыки, мне нужны были основы и программа, рассчитанная на людей с таким бэкграундом, как у меня.
MBA предоставило существенные возможности: от повышения твоей «стоимости» на рынке труда, до уверенности и инструментов по открытию своего дела.
Учитывая мой бэкграунд, мне сложно давались финансы. Как ни странно, сейчас это ключевые знания, которые для меня особенно актуальны. Кроме того, было непросто совмещать учебу и работу.
Однозначно обучение в бизнес школе повлияло на характер моей текущей работы, управленческие навыки. Я сейчас работаю с некоммерческими организациями и гражданскими инициативами и, к сожалению, наблюдаю, что в этом секторе существует большая потребность в бизнес-навыках, подходах, не говоря уже о монетизации социальных проектов.
Прибавилось уверенности в себе и своих возможностях. Я пересмотрела свое отношение к сложностям — стакан стал наполовину полон, хотя над этим я до сих пор работаю.
То, что мне нужно было в плане знаний, информации и хорошей библиотеки, я получила. Отчасти, считаю, что эта программа повлияла на то, что, несмотря на кризис и девальвацию, мы продолжили наш семейный бизнес — проектно-производственную компанию, которая занимается разработкой и организацией навигационных и рекламных решений. Мы нашли правильные решения и улучшили предложения для наших клиентов.
Конечно, я бы посоветовала поступать на зарубежные программы, если есть такая возможность. Я считаю, что обучение в бизнес-школе — это в первую очередь нетворкинг. По большому счету, основы по дисциплинам везде одинаковы, здесь стоит вопрос нюансов, трендов и практики. Редко какой бизнес и организация делались по книжке. Все, что вы узнаете в большинстве бизнес-школ, уже будет немного старее того, что актуально на рынке и в мире. Но, чем престижнее будет ваша школа, тем больше сокращается этот разрыв между теорией и реальностью, тем актуальнее будут полученные вами знания и навыки. И, конечно, вы будете учиться со звездами и у звезд. По моему мнению, для этого требуется опыт, не только профессиональный, но и жизненный, поэтому я бы не рекомендовала такие программы, когда вам только 20+.
Абзал Нарымбетов, 31 год, родной город — Кентау, бизнес-консультант в нефтегазовых проектах
Я получил степень бакалавра в Турции в 2006 году. Год работал полевым инженером, а потом понял, что мне понадобится магистратура, чтобы больше знать о нефтегазовом секторе. В магистратуру я поступил во Францию в 2007 году. После окончания учебы меня приняли на работу в «КазМунайГаз», где я занимался проектами. Через полтора года я понял, что нуждаюсь в международном опыте, а в 2010 году меня пригласили в международную компанию. После пяти лет опыта я осознал, что мне будет тяжело расти, имея только техническое образование. Я пытался получить больше знаний в сфере экономики, финансов, юриспруденции. Перебирал различные варианты обучения. Я хотел одновременно и работать, и учиться. Был вариант в «Назарбаев Университете» и в GBS. В «Назарбаев Университете» был full time, то есть я не смог бы работать, а в GBS условия были приемлемыми для меня, поскольку учеба была только в субботу и воскресенье. Плюс ко всему, после собеседования мне сделали скидку. Так в 2015 году я начал учебу в GBS.
Я много чего узнал, а именно — как работает нефтегазовый бизнес. Потому что на самом деле работает там не только технический отдел. Это целый процесс: чем занимается геолог, экономист, маркетолог, кто продает эту нефть, какова прибыль, как работает компания. После MBA появилось понимание проектных основ.
Изначально было нелегко совмещать семью, работу и учебу. Но супруга меня поддерживала, освобождала много времени для подготовки. Кроме того, была внутренняя мотивация учиться, получить дополнительное образование.
То, что предложило мне GBS, в других школах не предлагают. В основном, около 80% преподавателей из-за рубежа — Швейцария, Испания. Преподавателями были те люди, которые сами создали свой бизнес, что было большим плюсом. То есть, они реализовались не только в академическом плане.
Я получил то, что ожидал. Сейчас эти знания я активно использую.
Данияр Туякбаев, 37 лет, родной город — Алматы, директор ТОО NID
Я поступал в МВА потому, что у меня была нехватка в управленческих знаниях. Я обучался в Алматы, в Международной бизнес академии, которую окончил в 2007 году.
Перед поступлением я проанализировал отзывы. На тот момент я жил и работал в Алматы. Получать образование заочно или удаленно не захотел, а здесь был вариант с вечерним образованием. После работы в 18:30 начинались наши лекции и длились до 22:33-22:45.
В первую очередь, МВА дает структурное, системное понимание бизнес-управления. Чем действительно должен заниматься управляющий, какими аспектами знаний он должен владеть, что он должен знать и изучать более углубленно. Создается целостное представление о том коридоре мышления и действий, который впоследствии должен сформироваться уже на практике после получения диплома.
Нехватка времени — первая и основная сложность в процессе обучения. Потому что приходилось совмещать работу с учебой. Больших проблем именно с получением знаний не было, потому что первое образование у меня техническое. Основы, предоставляемые на начальном этапе обучения, — статистика, математический анализ — я осваивал легко. Когда мы дошли до основ бухгалтерского учета, возникли некоторые проблемы. Приходилось даже некоторые экзамены пересдавать, с этим все было строго. Но, на мой взгляд, это было полезно. Я смог понять, что мне нужно приложить усилия в той области, где я был не слишком силен. Это касается вопросов налогов, налогообложения. Дипломную работу я писал именно на эту тему и защитил ее на «отлично».
Это образование дало мне базу, основу для дальнейшего стратегического мышления и развития.
До 2020 года я планирую получить образование по программе PhD также по бизнес-управлению, но уже за рубежом. Начинаю себя к этому готовить.