Гуль Курманбаева, родной город — Астана, финансист
Я была вегетарианкой почти пять лет. Случилось это как-то спонтанно. Однажды во время каникул я поехала к брату, и он решил сделать для меня шашлыки. Так получилось, что, видимо, он плохо замариновал мясо, и я отравилась. После этого я перестала есть мясо, а со временем и яйца, и все продукты животного происхождения.
Молоко, масло я не ела и до сих пор не ем. Я больше люблю овощи, фрукты, могу приготовить себе пасту. А с молоком я не дружу с детства.
Можно сказать, что изначально была просто психологическая травма после отравления шашлыком, но потом я задумалась о животных, начала читать статьи и решила стать вегетарианкой. Я не думала возвращаться к мясу, меня устраивало, как я питаюсь. Потом я попала в больницу, и мне нужно было срочно делать операцию. Когда у меня начали брать кровь, оказалось, что у меня не могут ее взять, потому что крови было мало. Врач начал выяснять, как я питаюсь, я сказала, что я вегетарианка и не ем мясо. Была куча возмущений, после чего тетя привезла мясо. Меня заставили есть мясо, потому что нужна была кровь. Организм отреагировал нормально, побочных эффектов не было. Так как я не ела мясо долгое время, то поначалу я ела по чуть-чуть, доза была по нарастающей.
Затем я год училась в Англии, и там пыталась есть курицу и другое мясо, потому что все-таки была смена климата и нагрузка на организм. Нужно было хорошо питаться, но мясо там было невкусное, оно мне не понравилось. И я заменила мясо на грибы, чтобы получать белок.
А когда я вернулась в Казахстан, дома мама наготовила бешбармак. И я в первый же день его поела, но на следующий день мне было плохо, поэтому я стараюсь есть меньше мяса. Кусочек-два поем, и мне этого достаточно. Я привыкла жить без мяса. Поэтому мне сейчас все равно, что есть мясо, что его нет. Я абсолютно нормально могу жить без него. Сейчас я ем мясо, но редко, буквально раз в месяц. И то — только курицу.
Таир Таренов, 42 года, родной город — Астана, совладелец ресторана «Мамашвили» и бургерной Burger Shop
Я отказался от употребления мяса 11 лет назад. Это произошло по личным убеждениям здоровья: сначала от говядины, через месяц-другой от курятины и остального. Самым сложным, как сейчас помню, было отказать себе в бешбармаке из конины.
Но пару месяцев назад мы открыли бургерную, а вслед за ней и грузинский ресторан, где мне довольно часто приходится пробовать мясные блюда, вести контроль качества поставляемого мяса. Про количество съеденного мяса на отработках при составлении меню обоих заведений лучше вообще не вспоминать.
То есть в обычной жизни я ем исключительно овощную пищу, на работе же я участвую во всех дегустациях приготовляемой еды, в том числе и мясной.
К вегетарианству как к движению я отношусь так: человек может выбирать свою диету согласно своим инстинктам, убеждениям, обретенному опыту или чему-то еще. Но он не может навязывать свой выбор остальным, только потому, что сам к этому пришел. Исходя из этого, если говорить, почему мы решили открыть именно бургерную, то если люди предпочитают мясную пищу, то мы можем предложить им лучшее.
Если мне на бегу хочется съесть бургер, то я ем наш вегетарианский бургер. При замесе теста для булок мы не используем яйца и продукты животного происхождения. То есть наш бургер «нерыба/немясо» — вегетарианский от булки до булки.
На тех или иных отработках я буду есть мясо и в дальнейшем, потому что мы должны контролировать заданный стандарт качества в наших заведениях.
Алексей Романов, 34 года, родной город — Алматы, топ-лидер сетевой компании NL int.
Вегетарианцем я был два года. Обычно, когда происходят подобные решения, это имеет накопительный эффект, у меня конкретно было так. Это был накопительный эффект от разных впечатлений, разных мнений, от друзей и от окружения, от каких-то просмотренных фильмов. Я считаю, что человеку свойственно меняться, пробовать что-то новое, и тогда у меня был именно такой этап. Мне захотелось побыть вегетарианцем.
Про вегетарианство могу сказать, что мне понравилось, и я не видел никаких минусов, в физическом плане. Наоборот, во время вегетарианства я вышел на пик своей физической формы. Я готовился к соревнованиям Ironman, и, будучи именно вегетарианцем, я подготовился к ним. И прошел половину дистанции Ironman: сначала 2 км ты плывешь, затем 90 км едешь на велосипеде и потом бежишь 21 км.
Но, как мне показалось, я стал мягким, добрым, начал чувствовать провалы в плане бизнеса, и я решил, что мне не хватает какой-то агрессии, цепкости, поэтому-то и решил вернуться к мясу.
Когда я снова попробовал мясо, мой организм ответил радостью. Так как за два года вегетарианства, я чувствовал, что от мяса я все-таки воздерживаюсь, и когда я начал есть, это было просто вкусно.
Для меня вегетарианство в любом случае было аскезой. Да, нужно воздерживаться и это не так легко и удобно,а иногда сложнее поесть на улице, в ресторанах. Абсолютно не исключаю, что когда-нибудь к этой аскезе я захочу вернуться, и потом, если захочу,снова смогу вернуться к мясу.