Диана Камаладин — основатель Qamalladin University, автор методики быстрых профессий и герой рейтинга Forbes «30 до 30». Она меняет представление о современном образовании и женском предпринимательстве в Казахстане. В этом интервью Диана рассказала, как прошла путь от первых провалов до успешного бизнеса и как помогает молодым быстро находить себя в профессии.
О себе
Я родом из Шымкента, где и окончила школу. В студенческие годы переехала в Алматы и осталась здесь.
Попала в рейтинг Forbes «30 до 30» в 2022 году, автор методологии быстрых профессий, основатель Университета быстрых профессий Qamalladin University.
Как все началось
Меня воспитывали дедушка с бабушкой. Дедушка был академиком, ректором Южно-Казахстанского университета, учился в Питере. Он был про науку, образование, академический путь. А бабушка была коммерсантом: у нее был свой торговый центр в Шымкенте.
Благодаря им у меня рано появилось желание заниматься своим делом. Я ходила в типографию, покупала газеты за два тенге и перепродавала за пять. Также делала коктейли и продавала на остановке. Дома за это ругали, когда видели. Если появлялся дедушка, я сразу убегала, потому что знала: он не одобрит. Но все равно хотела пробовать разное, иметь что-то свое.
Переехав в Алматы, я много лет проработала в найме. Но со временем поняла, что у меня есть много классных идей, которые хочется воплощать. Если бы у меня был супер прогрессивный босс, возможно, мне было бы комфортно работать в найме. Но чаще всего мои идеи ограничивались обсуждениями, до дела не доходило. Тогда я решила, что буду реализовывать все сама. Так я и пришла в бизнес.
Первый проект я запустила в 2017 году. Работала в найме и параллельно пробовала свои силы в собственных проектах. Занималась ювелиркой — детские украшения, золото, бриллианты — не пошло. Пробовала одежду, футболки — не пошло. Запускала курсы — тоже не получилось.
Но за каждым провалом стоял урок. В бизнесе все решает то, сколько неудач ты готов пройти.
В 2018 году я слетала в Москву, отучилась на digital-маркетолога и начала развивать это направление. В 2020 году случилась пандемия, и к нам стало приходить много запросов от корпоративного сектора на digital-обучение. Мы были единственными на рынке, кто открыто говорил, что это делает.
Первым крупным проектом стал заказ от Mary Kay — нужно было обучить 600 консультантов, женщин старше 45 лет. Это был настоящий вызов, но мы справились. Потом другие компании: Tele2, NCOC и так далее. Тогда я поняла, что методика обучения digital-специалистов в целом одинакова: не хватает софтов, а харды нужно постоянно обновлять. Это быстрая профессия, где можно быстро переквалифицироваться.
В 2022 году я запустила Qamalladin University — идея зрела несколько лет. Я создала альтернативу классическому образованию, чтобы люди могли учиться и сразу выходить на работу. Когда появилась идея, я поняла, что для результата нужно уйти в нее с головой. У меня есть формула: вовлеченность + экспертность = результат. Без вовлеченности неважно, какой ты эксперт — ничего не получится. На тот момент мы с мужем работали вместе: я зарабатывала в Qamalladin Media с блогерами, была операционным директором и маркетологом. Терять стабильный доход и выходить из проекта было страшно, но муж меня поддержал. Я вложила в проект свои накопленные 10 000$, и все началось.
О компании
Мы за один год обучаем тому, чему обычно учат четыре, по направлениям маркетинга и IT.
В маркетинге 42 профессии, мы даем три. В IT — тоже три. Наша цель — дать ребятам попробовать наш подход и сразу выйти на рынок. Мы больше про практику и реальный рынок.
К нам приходят те, кто уже окончил бакалавриат или только что после школы, есть даже девятиклассники. Чаще всего это активные ребята, которые хотят как можно быстрее начать работать. У кого-то нет возможности платить за классическое образование, кто-то не хочет терять время. Мы даем им такую возможность.
Для поступления не нужен ЕНТ — у нас есть собственные тесты и профориентация. Мы смотрим, готов ли человек к нашему формату обучения. Все люди разные, кому-то нужнее классический вуз. Поэтому внутренние тесты важны, чтобы человек не пожалел о выборе.
У нас цифровой университет, обучение полностью онлайн. Есть своя платформа, пока с ограниченными возможностями, но мы ее развиваем, создаем больше специальностей. Идем в микрообучение, где человек получает микропрофессии.
Сегодня никто не выбирает одну профессию на всю жизнь. Можно освоить новый навык, монетизировать его и двигаться дальше — это нормально. Я не про то, чтобы стать врачом, потом спасателем, затем маркетологом, а после полицейским. Я про то, что внутри одной сферы есть много веток. В маркетинге десятки специализаций. Можно менять направления, но оставаться в одной нише.
Qamalladin University с первого месяца начал приносить доход. Я вложила 10 000$ и сразу же сделала 120 продаж на 150 миллионов тенге.
Из года в год мы растем быстрыми темпами. Программа постоянно обновляется. В этом году у нас сильные спикеры с богатым опытом — маркетолог H&M, спикеры из США — те, кто выигрывал акселерации IPO.
Принципы, которыми я руководствуюсь в работе:
— вовлеченность. Неважно, кто ты — студент, который учится, или сотрудник компании — без вовлеченности и фокуса результата не добиться
— честность перед самим собой, особенно при выборе пути. Сегодня на нас давит огромный инфошум, поток рекламы и маркетинга: «Будь таким», «Купи это», «Стань вот этим». Из-за этого у многих развивается FOMO — когда смотришь на других, думаешь: «Он в 22 года стал миллионером», и начинаешь себя с кем-то сравнивать. Здесь важно быть честным с самим собой. Понимать: если у тебя сейчас что-то не получается, только ты можешь это исправить. Если честно понимаешь, что классический путь не твое, значит, нужно искать свой, идти нестандартным путем.
На ближайшие три года моя цель — сделать Qamalladin University сильной цифровой платформой, где люди смогут получать микрообразование. Хочу создать многомиллиардную компанию.
О сложностях
Сложности всегда есть. Самая большая — найм. На рынке много работы, но сложно найти нужных людей, особенно топ-менеджеров: технического директора, операционного директора. Местные специалисты часто менее мотивированы и энергичны, чем иностранцы. Но линейный персонал у нас стабильный.
Я преодолеваю сложности действуя. Для меня нет слова «проблема» — есть «задача». Проблема — это что-то необратимое, например, здоровье. Все остальное решается временем, ресурсами, деньгами и людьми.
Я сталкивалась со стереотипами и до сих пор иногда испытываю эйджизм. Люди смотрят на возраст и не воспринимают меня всерьез. Я начала работать еще в 10 классе. Была маркетологом журнала в Шымкенте. Приходилось ходить ко взрослым людям, продавать услуги, подписывать документы — ко мне относились с предубеждениями. Сегодня молодежь начинает работать рано, а тогда это казалось странным. По сей день некоторые взрослые мужчины спрашивают: «Это муж или бизнес?». Я отвечаю: «Нет, это мой бизнес, муж не знает всех деталей».
О развитии женского предпринимательства в Казахстане
В Казахстане предпринимательство развивается стремительно. Есть региональные различия, но окружение и социальные сети показывают силу женского сообщества в бизнесе. И это не только про крупный бизнес — кто-то печет дома, что-то продает, и это тоже свое дело.
Казашкам удается совмещать все: дом, карьеру, семью. Думаю, женщин в бизнесе будет становиться только больше. Границ нет: наши студенты работают на Латвию, Европу, Малайзию, Америку. Молодежь подает пример, поэтому все будет расти и развиваться.
Рекомендации
Изучите два направления — финансы и маркетинг. Если вы понимаете эти две базы, сможете выстроить продажи, рекламу и систему. И понимать, что рентабельно, а что нет.