Алия Ахметова, 33 года, родной город — Астана, основатель Hey, baby
Инна Филипович, 33 года, родной город — Астана, генеральный директор Hey, baby
С чего началась марка одежды Hey, baby
Алия. Раньше я работала в корпоративном секторе по найму, у меня получалось строить карьеру, и все было хорошо. Потом я вышла замуж и оказалась в декретном отпуске. Тогда пришло понимание, что работающие, занятые женщины хотят выглядеть красиво и современно, и эта ниша в Казахстане свободна. Я постаралась эту нишу занять. Начинали мы с подругой, Розой, которая через полгода перестала заниматься проектом из-за того, что она была беременна двойней, а у нее уже было двое детей. Так она стала матерью четверых детей и наши партнерские пути разошлись.
После этого я пребывала в подвешенном состоянии, когда не понимала — продолжать мне дальше или свернуть все и забыть. Но я продолжала этим заниматься несмотря ни на что.
Начиналось все просто: одежда хранилась у меня дома, девочки приходили домой, смотрели и покупали. Потом я переместилась в маленькое складское помещение, позже в work shop, который делили с творческой аудиторией Астаны: визажистами, фотографами. Там я встретила стилиста Марину Кэмп, с которой мы учились в школе. Так мы еще раз пересеклись и поняли, что нам интересно работать вместе. К осени 2015 года мы создали 20 must have стилиста. Людям понравилось, и мы все продали. До этого еще был опыт работы с Махаббат Есен, мы делали ей большую авторскую линейку, которая тоже имела успех. С Мариной мы продолжили работать дальше.
В 2015 году Инна решила покинуть свое хорошее место работы и помочь мне. Тогда казалось, что это временно. Есть такое выражение: «Нет ничего более постоянного, чем временное». Так, в проекте Hey, baby нас стало четверо. Еще одна наша подруга, Наталья, которая живет в Москве, занимается маркетингом. Наталья — в Москве, я, Марина и Инна — здесь. Такой вот костяк команды сложился два года назад.
Еще одна наша подруга, Наталья, которая живет в Москве, занимается маркетингом. Наталья — в Москве, я, Марина и Инна — здесь
Инна. Я поняла, что корпоративный опыт работы после 30 лет перестал приносить удовлетворение. Я не видела, какую приношу пользу. Тогда уже Алия с Мариной делали 20 must have и этот творческий процесс был заразительным. Мне не хватало этого в корпоративной сфере.
Алия приехала ко мне домой, когда узнала, что следующие девять месяцев будет в интересном положении, и я поняла, что ей будет сложно продолжать строить бизнес. Поэтому в один понедельник я написала заявление и ушла. Уже на следующий день Алия объясняла мне, что из чего состоит, какой расход ткани и экономику по производству.
Я включилась в работу, и мы стали принимать участие в fashion-выставках, показах. Все начало быстро и интенсивно развиваться. Это нас подстегивало на поиски финансов, новых тканей, рынков. Уже через четыре-пять месяцев мы поехали в первую поездку за тканями в текстильную столицу Китая, Гуаньчжоу. Затем начали изучать тканевый рынок Дубая. Сейчас в планах Турция. Каждая новая коллекция требовала закупа большего количества тканей, мы лучше разбирались в том, что и как будем шить. Потому что никто из нас не профессиональный дизайнер, не швея и не закройщик. И мы пришли не самовыражаться как творческие личности, а пришли строить бизнес.
И мы пришли не самовыражаться как творческие личности, а пришли строить бизнес
Мы решаем проблему деловой женщины в большом городе. Весь существующий масс-маркет не учитывает ни цветотип, ни тип фигуры наших женщин. Поэтому бывает, что женщина покупает вещь, а потом не знает, с чем ее сочетать и куда надеть. Марина владеет искусством подбора и выбора цветов. Поэтому, когда мы покупаем ткани, всегда делаем это с ней вместе, а Алия — дистанционно с нами на телефоне.
Что значит Hey, baby
Алия. Мой первый партнер предложила это название — Hey, baby. Через одежду мы пытаемся дать женщине почувствовать себя собой, почувствовать себя привлекательной, такой, какая она есть, и полюбить себя. С одной стороны, сегодня — век женщин, с другой — женщина много на себя берет. Она супермашина: дома — хорошая мама, жена, келин, на работе — результативный сотрудник. Еще она хочет быть социально активной, хочет развиваться, посещать премьеры, общаться с друзьями, быть в тренде последних событий и хорошо при этом выглядеть. Поэтому в важные моменты жизни нужно уметь все отпустить, расслабиться и отжечь. Отжигать наши женщины, к сожалению, не умеют. Они часто откладывают хорошую жизнь на потом. Мы призываем жить здесь и сейчас.
Мы призываем жить здесь и сейчас
Наша одежда приносит пользу и радость не только покупателям, но и тем, кто ее создает. Все кто задействованы в этой отрасли — это уязвимые женщины: швеи, конструкторы, портные, продавцы. Если бы не было бренда, не было бы этих людей, достижений, профессионального роста. Наша цель — коммерческая, организация должна приносить прибыль, чтобы существовать. Но важно, чтобы люди, которые с нами работают, становились профессионалами, рос их уровень жизни. Для нас важно создать хорошие условия труда. Например, скоро в Алматы мы запускаем конструкторское бюро и шоурум. У нас затянулся ремонт только из-за того, что мы много думаем о том, как человек будет чувствовать себя в этом пространстве. Потому что сидеть восемь часов в подвальном помещении, как это часто бывает в нашей стране, — физически тяжелый адский труд. Поэтому женщина должна иметь возможность прогуляться и размять тело.
Инна. Hey, baby — это образ жизни. Мне нравится динамика в жизни — здесь это есть. Сегодня я могу мотать рулоны ткани на складе в Дубае, а завтра быть на fashion-выставке в красивом наряде, общаться с людьми и делать фотосет.
Hey, baby — это образ жизни
Сложности современного бизнеса
Инна. Первая сложность — это то, что у нас в стране мало качественных закройщиков, хороших швей. Соответственно их цена на рынке высокая, а качество услуг не всегда соответствует цене. Вторая — это ткани. Потому что в Казахстане есть сырье, но нет производства. Приходится покупать все, включая фурнтитуру, за рубежом. Из-за этого мы становимся зависимыми от курса тенге.
Мы столкнулись с тем, что многие процессы в Казахстане делается «в серую». Мы принципиально все отражаем в «белую» бухгалтерию. В последнее время отказываемся от взаимодействия с контрагентами, которые не дают официальных документов.
Помните, как у Толстого, в жизни важно метаться, рваться, падать, сновать вставать, снова метаться, снова рваться, снова падать и снова вставать
Еще один сложный момент — онлайн-торговля. Когда Алия создавала бренд, ее изначальная идея была — интернет-магазин. Но наши женщины традиционные, им нужно потрогать, пощупать и примерить, что тоже правильно. Мы хотим поменять отношение женщин к электронным покупкам, поэтому занимаемся сайтом, модернизируем его. Тут сталкиваемся с еще одной проблемой — платежные карты. У многих женщин, особенно у государственных служащих, базовые карты без функции оплаты онлайн. Им нужно либо звонить в банк, либо идти туда, чтобы получить разрешение на это. А это усложняет процесс покупки и женщины отказываются от этой идеи.
Как сказала Алия, мы открываем вторую точку в Алматы с большим функционалом. Для этого мы получали кредит, субсидирование у государства. Многие вещи, которые мы делаем, — новые для нас, поэтому мы учимся на практике.
Когда я вижу счастливую женщину, убегающую с пакетами из нашего шоурума или читаю положительные отзывы — это нивелирует стрессовые моменты, с которыми сталкиваешься в операционной деятельности.
Алия. Бывает, нет денег, не хватает на операционную деятельность, зарплату, или приходят бракованные ткани, поставщик подвел, дизайнер нарисовал не тот логотип. В этот момент мы смеемся, а потом идем дальше. Потому что дорогу осилит идущий. Помните, как у Толстого, в жизни важно метаться, рваться, падать, сновать вставать, снова метаться, снова рваться, снова падать и снова вставать. Вот это есть жизнь.
Как работать вместе
Алия. Важно, чтобы у людей был одинаковый набор базовых ценностей. Потому что когда для меня хорошо то, что для другого человека плохо, означает, что мы не сможем двигаться вместе. Мы под разным углом смотрим на вещи, но ценности у нас общие.
Мы строим общее дело, и только недальновидный человек будет ссориться. Я знаю, что без Инны в какой-то момент все бы приостановилось или умерло бы. Вся операционная деятельность лежит на ней, и если Инна принимает решение, с которым я не согласна, но оно касается ее зоны ответственности, я буду ждать результата.
Для того чтобы начинать какое-то дело, во-первых, нужно понять с кем
Инна. Мы понимаем, когда нужно уступить, когда остыть. Потом есть личностные качества: Алия — сильный дипломат, а я — эмоциональный человек. Я на эмоциях решаю многие вещи, но быстро, а Алия стратегически подумает, вынесет это решение, когда я уже остыну, могу с ней согласиться. В экстренных ситуациях я полагаюсь на эти качества партнера. Важно быть партнерами, доверять и иметь возможность положиться на человека. Когда Алие нужно больше уделить внимания семье, она может сутками не быть в курсе, что происходит, но она знает,что я не подведу. Или, когда мне на что-то срочно нужны деньги, а финансы — сфера ответственности Алии, я тоже знаю, что в нужный момент она поможет.
Для того чтобы начинать какое-то дело, во-первых, нужно понять с кем. Только правильно построенная команда может привести компанию к успеху. Еще в советский период говорили: «Кадры решают все». Уже потом понимаешь, что создавать, потому что с правильными людьми можно построить любой бизнес.
Алия. Еще у нас с Инной одинаковый взгляд на деньги, для нас это не самоцель. Как и все нормальные люди, мы любим деньги, понимаем, что на них можно купить красивое платье, съездить на курорт. Но для этого необязательно предавать себя и становится не тем человеком, каким хочется.