Жайдарбек Кунгужинов, каскадер и постановщик трюковых сцен, рассказал нам о том, как выглядит профессия каскадера изнутри.
ЖАЙДАРБЕК КУНГУЖИНОВ, 46 лет
Заслуженный Деятель РК, каскадер, постановщик трюковых сцен и руководитель каскадерской группы «Номад»
Краткая фильмография:
«Кунанбай» (Казахстан), режиссер: Досхан Жолжаксынов
«Рэкетир 2» (Казахстан), режиссер: Акан Сатаев
«Путь Лидера: Огненная река. Железная гора» (Казахстан), режиссер: Рустем Абдрашев
«Кенже» (Казахстан), режиссер: Ермек Турсунов
«Бауржан Момышулы» (Казахстан), режиссер: Акан Сатаев
«47 Ронинов» (США), режиссер: Карл Эрик Ринш
«Неудержимые 2» (США), режиссер: Саймон Уэст
«Шал» (Казахстан), режиссер: Ермек Турсунов
«Конан-варвар» (США), режиссер: Маркус Ниспел
«Жаужүрек мың бала» (Казахстан), режиссер: Акан Сатаев
«Код апокалипсиса» (Россия), режиссер: Вадим Шмелев
«Келін» (Казахстан), режиссер: Ермек Турсунов
«Рэкетир» (Казахстан), режиссер: Акан Сатаев
«Монгол» (Казахстан, Россия, Германия), режиссер: Сергей Бодров старший
«Дневной дозор» (Россия), режиссер: Тимур Бекмамбетов
«Волкодав из рода серых псов» (Россия), режиссер: Николай Лебедев
«Кочевник» (США, Россия, Казахстан), режиссеры: Сергей Бодров, Иван Пассер, Талгат Теменов
Я создал первую каскадерскую группу «Номад» в 2000 году. Изначально я работал в цирковом конноакробатическом номере. После того, как мы завоевали на Всемирных цирковых фестивалях бронзу, серебро, а затем и золото, я решил, что мне нужно заняться еще более увлекательным занятием, связанным с экстремальными трюками. Тогда и решил стать каскадером и организовать отдельную группу, так как в Казахстане в то время не было своих каскадеров.
Как и везде, в начале было тяжело, нужно было больше тренироваться, обучаться новым трюкам, все узнавать и пробовать, и в большинстве случаев усложнять трюки, которые выполняли каскадеры. Это был тяжёлый путь.
Первой картиной, куда нас пригласили, был фильм «Кочевник». Там мне самому приходилось дублировать четверых голливудских актеров, и иногда мои ребята дублировали меня. Затем Сергей Бодров пригласил на картину «Монгол», где мы сделали хорошую работу, которая понравилась иностранным режиссерам и продюсерам. После этого начали приглашать уже в голливудские проекты. Честно говоря, я не ожидал, что могу создать такую хорошую команду и оказаться одной из лучших каскадерских групп в мире.
Особенность нашей профессии в том, что мы постоянно рискуем своим здоровьем и жизнью. Иногда разум говорит, что не нужно этого делать, но мы делаем это и получаем огромное удовольствие от выполненного трюка, ощущаем полноту жизни. Сложностей хватает всегда, на каждой картине. Наверное, меня это и привлекает: решать разные сложные вопросы. Каскадер должен быть физически и морально подготовлен к экстремальным ситуациям, с хорошей реакцией и самообладанием, уживчивым и дисциплинированным.
Чтобы стать каскадером, нужно иметь хорошее здоровье, физическую подготовку с навыками акробатики, осознавать, для чего это вам нужно и, конечно, огромное желание.
Наша работа была признана на международном уровне. Существует Международная академия боевых искусств, которая была основана актерами Голливуда, вышедшими из профессионального спорта. В Атлантик Сити в 2013 году эта академия вручила нашей команде награду за популяризацию спорта в кино. Одним из показателей также можно считать один забавный случай на съемочной площадке сериала «Марко Поло». В один из съемочных дней каскадеры никак не могли выполнить некоторые трюки, и один из режиссеров постоянно из-за этого нервничал. Когда пришли мы, то этот режиссер, увидев нас, сказал всем: «Наконец-то казахи приехали! Теперь все должно получиться». К слову, тогда в постановке трюков участвовали специалисты из восьми стран. Вот так, упорством и целеустремленностью можно добиться признания не только на родине, но и «за бугром», где, казалось бы, есть и свои звезды.
Каскадеров как таковых в Казахстане не готовят. Раньше открывали школы каскадеров, но это было простым зарабатыванием денег, и я против этого. Ведь если ты готовишь каскадеров, ты должен с ними работать, отвечать за них на площадке и всегда быть с ними, а когда говорят: «Я тебя обучил, заплати мне, и ты можешь идти работать каскадером», — это лукавство. Я не учу просто каскадеров, я их отбираю, когда мне нужно, и беру тех, кто проходит все тесты. Мы всегда работаем в одной команде, это уже наработанная система, которая работает по всему миру.