Театр. Какие ассоциации вызывает это слово? Волшебство, вдохновение, красивые костюмы, декорации. А кто же за всем этим стоит? Конечно же, люди! Актеры и актрисы, балерины, музыканты, костюмеры и гримеры, режиссеры. Нам всегда было интересно, что же происходит за кулисами такого фундаментального здания как Театр. Команда WE отправилась в одно из самых красивых, незабываемых и чарующих путешествий, за кулисы театра «Астана Опера». Сегодня МЫ приоткроем завесу тайны и расскажем, что же происходит по ту сторону сцены.
Джанкарло дель Монако, режиссер, 72 года
Мы выбираем актеров, прежде всего, для сценического равновесия, учитывая рост, эстетическую часть. Второй момент — голос. Есть драматические голоса, есть менее драматические, но должен сказать, что оба состава по качеству равны.
Мы работали над оперой «Абай» вместе со сценографом, дизайнером по костюмам. Театр «Астана Опера» ставит эту постановку, поскольку Абай — это великий персонаж. Было решено провести оперу 25 сентября, потому что сейчас проходит празднование 550-летия Казахского ханства.
Франка Скуарчапино, художник по костюмам, обладательница премии «Оскар»
Когда у меня были некоторые недопонимания с сотрудниками из Казахстана, директор поддерживал меня во всех моих начинаниях и и положительно оценивал все эскизы. Все костюмеры, гримеры и пошивочный цех всегда старались понимать все мои идеи. Сотрудники швейных цехов в Италии, где были сшиты наши костюмы, были работоспособны и профессиональны и всегда следовали всем моим эскизам. Бывают театры, в которых я долго работаю, и начинаю чувствовать себя там как дома, и такое же чувство я испытываю к этому театру.
Талгат Мусабаев, 37 лет, родной город — Алматы, ведущий солист театра «Астана Опера», заслуженный деятель РК, персонаж — Абай
РАБОТА В ТЕАТРЕ
Я работаю в театре 15 лет. В «Астана Опера» много моих коллег, которых я давно знаю. Много плюсов в том, что театр молодой. Мы всегда говорим спасибо Президенту за такой замечательный театр. Раньше мы мечтали уехать за границу, спеть в шикарном театре, но сейчас у нас у самих есть такой.
При подготовке к спектаклю, сначала мы изучаем музыкальную партию. А после того, как все выучено, приезжает режиссер и ставится сценический спектакль.
Каждый день, когда я пою, думаю о своем персонаже, как его представить в лучшем свете. Не всегда играю положительных героев, бывают и отрицательные. Кстати, Абай в этом плане сложная партия, потому что он очень положительный. Иногда бывает, что твой взгляд на персонажа не совпадает со взглядом режиссера, тогда приходится идти на компромисс, потому что режиссер главный в постановке.
Во время антракта мы отдыхаем, меньше разговариваем, собираемся с мыслями.
ОПЕРА «АБАЙ»
Я думаю, наш спектакль отличается от других тем, что раньше за основу бралась музыкальная часть, а сейчас драматургическая. Он не захотел показать Абая идеальным, а решил показать человеком, сопереживающим за свой народ и думающим о будущем.
Лет семь-восемь назад я играл Абая. Сейчас мы отошли от позиционирования, что Абай был взрослый, полный и старый. Режиссер показал его человеком средних лет, что дало больше возможностей для игры.
Евгений Чайников, 36 лет, родной город — Астана, солист оперы, персонаж — Жиренше
РАБОТА В ТЕАТРЕ
Я начинал еще с Байсеитовского театра, в 2003 году, и уже 12 лет в театре. За это время было много комичных случаев.
Уходя со сцены, я начинаю скучать по работе. Вообще это интересный процесс. Я получаю наслаждение от репетиций, и естественно, от энергии зрителей — все это очень эмоционально. Дальше у нас опять начинается работа, другие спектакли.
Во время антракта мы пьем воду, отдыхаем, переодеваемся в другой костюм. Бывают такие оперы как «Аида», когда в доли секунды нужно переодеться, пока меняют декорации. А еще во время некоторых постановок за сценой нужно поменять весь костюм. К тебе подбегают люди, «сдирают» с тебя все и обратно одевают.
ОПЕРА «АБАЙ»
Жиренше — это самое главное противостояние Абаю. Это две большие фигуры: Абай и Жиренше. Жиренше — это человек со старыми устоями, который придерживается законов и традиций степи. А Абай несет более новое веяние, начинает настраивать людей на изменения. Жиренше это не нравится, он подрывает его политические устои. Поэтому между ними противостояние.
Игровая партия Жиренше очень интересная, мощная.
Мы начали готовиться в конце прошлого сезона, разучивали, смотрели. Сейчас в основном мы занимаемся текстом. Я впервые участвую в национальной опере, поэтому много работаю над произношением, все ребята помогают мне в этом. Сначала разбираем партию с концертмейстером. Потом разбираем музыку, текст, переводим все слова. Также как и с итальянской оперой. Разбираем каждое предложение, что оно значит, что партнер говорит, реакции.
Каждый день до выхода на сцену проходят классы с концертмейстерами, у каждого отдельно насыщенная работа. Режиссер говорит свою концепцию, как он это все видит.
Ахметова Салтанат, 29 лет, родной город — Кокшетау, артист театра, персонаж — Ажар
РАБОТА В ТЕАТРЕ
Я попала в театр, закончив 3 курс академии Астаны, в 2007 году. Уже 8 лет я работаю в театре.
Наш костяк в основном из театра Байсеитовой, мы давно знакомы, кто-то еще учился вместе, даже оркестр и хор. Поэтому у нас царит теплая атмосфера.
Перед постановкой обязательно за день нужно хорошенько покушать белка, мяса, чтобы были силы. Помолчать, потому что лучше петь, чем говорить — это более щадяще для голосовых связок. Если спектакль вечером, то я весь день стараюсь молчать. Родные и близкие уже привыкли к этому.
После постановки сложно, потому что до спектакля ты постоянно работаешь, находишься в образе, а когда все заканчивается — остается пустота. На следующий день уже нет репетиций и чего-то не хватает.
ОПЕРА «АБАЙ»
Вживание в роль, когда ты полностью примеряешь его на себя, стараешься переживать то, что переживает твой герой — помогает в пении. Потому что когда ты не имеешь представления о своем персонаже, о том, что он чувствует в данный момент, это будет просто пение. Если ты не вложишь в это душу, сердце, то ничего не получится, поэтому игра и пение взаимосвязаны.
Мой персонаж — влюбленная молодая девушка, Ажар, которая оказывается вдовой и по законам степи должна стать супругой брата своего умершего мужа. Но она влюбляется в молодого поэта Айдара, ученика Абая, и они решают убежать. Их ловят, а затем должна настигнуть неминуемая смерть. Но тут появляется Абай, спасает их и предлагает решить все на суде, чтобы аксакалы и бии решили судьбу этих молодых людей. На суде решают, что молодые люди должны остаться живы, но происки недоброжелателей увенчаются успехом и молодого жениха отравят во время свадьбы и он умрет. С одной стороны правы приверженцы старых традиций, они хотели следовать законам предков. Новшества, которые хотел привнести в жизнь народа Абай, не всеми воспринималось хорошо. Невозможно сказать, кто прав: тот, кто убил молодых или тот, кто хотел их спасти. У каждого своя правда. Важно не терять своих корней и традиций, потому что в этом суть нашего народа. Без традиций и истории — народа не существует. Я родилась в современном мире, и я за то, чтобы они остались живы и были счастливы.
У театра «Астана Опера» большие перспективы. Потому что это огромнейший, красивейший театр, оснащенный по последнему слову техники.
Бекежанова Акжанар, 24 года, родной город — Алматы, работает в хоре 2-ой сезон
РАБОТА В ТЕАТРЕ
Я окончила университет «Шабыт» и сразу прошла прослушивание в хор. Мне очень нравится петь в хоре. Музыканты — это творческие люди, которые нуждаются в практике. Мы проходили такие предметы, как оперная подготовка. Нас готовили к тому, что мы будем играть на сцене, пусть это будут даже маленькие роли.
Перед спектаклем всем составом нас вызывают, чтобы чтобы мы могли распеться, подготовить. Потому что каждый спектакль, особенно дебюты, важен по-своему. Продолжительность репетиций хора всегда разная. Каждый день дается расписание на следующий день.
Хор участвует во всех операх. Не бывает историй, где не нужно показать реакцию народа. В любой опере полноценно все: и симфоническая музыка, и хор, и солисты, и балет. Учитывая происхождение оперы, ее невозможно представить без хора. Хор помимо того, что поет массово-эмоционально и играет, в какой-то мере создает массовку. В опере важен каждый исполнитель и участник. Они все составляют одно целое.
Во время антракта мы готовимся к следующим действиям: переодеваемся, что-то меняем в образе. Например, в первом действии — мы просто народ, на улице, а во втором действии — уже свадьба. Мы меняем элементы, надеваем яркие костюмы.
ОПЕРА «АБАЙ»
Мне очень нравится постановка «Абай». Там много казахских элементов, которые режиссер смог прочувствовать. Приятно, что такие профессионалы приезжают к нам, потому что для нас это большой опыт. Режиссеру оперы «Абай» 72 года, и он полон энергии, с каждым отрабатывает все до мелочей.
Валентина Яковенко, родной город — Астана, заведующая гримерным цехом
РАБОТА В ТЕАТРЕ
В этой профессии я 32 года. Начинала работать в Абаевском театре, 30 лет я отработала там, и теперь 2 года в «Астана Опера». Мне здесь все нравится. Я счастлива, что у меня 2 кабинета: мужской и женский, потому что нельзя мальчиков и девочек соединять вместе. Рада, что руководство пошло на это. Также есть маленькие гримерки для массовки. В общем, у нас 60 гримерок и 8 гримеров. Здесь есть все условия.
Перед созданием образа, сначала приходят эскизы. Если это наш художник, то мы встречаемся и все обговариваем. Эскизы рисуются для каждого персонажа.
Это сеточка, она натягивается на болванчики, рисуется форма бороды, усики и потом сшивается тюлька, по одной волосинке. Потом мы снимаем эту тюль, создаем форму, вырезаем, и получается борода.
Если мастер опытный, то на изготовление большой бороды уходит дня три. А если маленькая борода, то можно сделать за один день.
Для меня нет никакой сложности, сделать любой грим, но я думаю, что для начинающих гримеров основная сложность — это носик. Нужно сделать горбинку так, чтобы она слилась с носом актера.
ОПЕРА «АБАЙ»
Борода для Абая изначально была седая, потом режиссер захотел, чтобы она была потемнее, чтобы Абай был моложе. Поэтому мы красили ее.
Если характерный образ, такой как у Жиренше, то ему нужно уделить больше внимания, чем женским персонажам.
У Айдара мы рисуем пятна на груди, потому что он выпил яд, и у него должны быть такие кровяные пятна.
Я люблю характерные образы. Люблю злых, у которых можно поработать над образом.
Жиренше — классный образ. Мы помогаем артисту, делаем грим, и уже чувствуется, как он меняется в характере. И ему легче играть.
Мы сделали для оперы «Абай» натуральные косы, 50 пар кос для балета. Это наше богатство, потому что у казахов должны быть красивые роскошные волосы. Когда мы ездили в 1984 году в Германию, тогда это была дикость. Я шла с такими косами и немцы спрашивали: «Что это такое?». Это приятно. Поэтому я хочу, чтобы в этом театре были достойные шикарные косы.
Приятного просмотра!