КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Авиакомпания SCAT была образована почти 20 лет назад, в 1997 году. Она была создана полностью на основе частного капитала, людьми, которые когда-то, во времена Советского Союза, работали в сфере авиации. Первоначально компания была открыта всего с одним воздушным судном типа Ан-24, и все делалось руками тех, кто открыл компанию: кто-то готовил еду, кто-то пилотировал самолет, кто-то был проводником.
Александра Сытник
25 лет, родной город — Шымкент, вице-президент по маркетингу АО «Авиакомпания SCAT»
О БЕЗОПАСНОСТИ
Начиная с 2014 года флот компании полностью состоит из воздушных судов западного производства, что является одним из важных критериев в процессе прохождения международной сертификации безопасности IOSA. В 2015 году мы успешно прошли аудит и можем с уверенность говорить о высоких стандартах безопасности в компании. Во всем мире существует один признанный стандарт безопасности, который был разработан европейскими специалистами. И этот уровень безопасности обеспечивается тем, что компания подготавливает под один стандарт все свои внутренние процессы. В рамки обеспечения безопасности входит безопасность на земле, на борту, безопасность труда, безопасность обеспечения рейсов. Это касается практически всех служб, начиная от службы, которая обслуживает самолеты: инженерный, технический департамент, и заканчивая тем, что происходит на борту, за это отвечают бортпроводники, пилоты и диспетчерская служба.
Преимущество этого сертификата в том, что нельзя один раз получить IOSA и десять лет с ним жить, его нужно подтверждать каждые два года.
КАК ОТКРЫВАЮТСЯ НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В компании над открытием новых направлений работает целый департамент, который на постоянной основе производит аналитику существующих рейсов, исследует рынки, тенденции, изучает потенциальные предпочтения клиентов, и на основе полученных данных дает рекомендации по открытию новых рейсов и направлений. Помимо этого, наша авиакомпания активно работает с туристическими операторами, организациями и государственными органами.
Photo: Yelena Sergiyenko
Так, например, у нас было открыто направление Алматы — Сиянь, на нашу компанию вышло правительство китайской провинции, и предложили открыть рейс из Центрального Китая в Казахстан, так как он соединяет шелковый путь.
Бывает, что наше государство инициирует направление, и мы открываем субсидированные рейсы — они имеют социальное значение и необходимы государству, чтобы люди летали в определенные регионы. Для открытия рейса необходимо большое количество ресурсов, поэтому стоимость билетов для этого региона будет высокой и люди не смогут туда летать. В таких случаях государство покрывает какую-то расходную часть, и мы сокращаем стоимость билетов до приемлемой цены. Обычно такие рейсы летают в Урджар, Кокшетау, Семей.
Направление Атырау — Минеральные воды было открыто благодаря одной крупной компании, у которой детки сотрудников ездят отдыхать в лагерь в Минеральные воды. Конечно же, параллельно были и прямые продажи билетов, но больший объем групповых перевозок был именно от этой компании, что и позволило открыть рейс.
Государство инициирует направление,
и мы открываем субсидированные рейсы
На внутренних направлениях открытие новых рейсов происходит быстрее, а на международных решение принимается дольше, так как оценивается все, начиная от системы авиационной безопасности, законодательства страны, заканчивая стоимостью услуг данного аэропорта и наличием нужного персонала. Например, в некоторые страны необходим персонал, говорящий на языке страны.
Большой фактор в авиации — это сезонность. Например, рейсы в Томск из Астаны мы открываем под учебные семестры, так как там учится большое количество казахстанцев. И когда в эти периоды, в конце лета либо зимой, перед Новым годом, происходит переселение студентов, мы открываем на пару месяцев это направление.
В целом, открытие рейсов — это достаточно объемный процесс. На открытие международного рейса уходит от полугода и выше.
О КОМПАНИИ В ЦИФРАХ
Всего направлений: 66
Внутренние направления: 43
Международные направления: 23
Мы лидеры по количеству внутренних направлений. Так как мы 100% казахстанский перевозчик, то с 2000-х годов мы решили, что нашей целью будет связывать регионы и областные центры страны, и на данный момент мы довольно успешно этим занимаемся. Где-то собственными силами, где-то совместно с государством мы смогли покрыть практически все областные центры и регионы.
Ежегодный пассажирооборот: более 1 000 000 человек
В этом году мы рассчитываем, что поток пассажиров составит уже 1,5 миллиона человек.
Штат: 1000 сотрудников
Так как мы авиакомпания, то у нас в штате есть иностранные сотрудники, но наша политика такова, что мы взращиваем свои кадры. На данный момент практически все капитаны, первые пилоты на наших судах — это граждане Казахстана.
Количество самолетов: 17
Сейчас мы вторые на рынке Казахстана, в собственности авиакомпании 17 бортов западного производства.
Пунктуальность: 95%
Photo: Yelena Sergiyenko
О СКИДКАХ И ЛЬГОТАХ
С 2001 года у нас принята политика скидок и льгот, которая функционирует до сих пор.
Для детей до 12 лет — 50% скидка на международных рейсах.
Для детей до 15 лет — 50% скидка на внутренних рейсах.
У нас всегда есть молодежный тариф, для людей до 25 лет.
У нас есть льготная программа для ветеранов ВОВ. Они могут в течение года воспользоваться бесплатным перелетом туда и обратно по Казахстану и странам СНГ. Сопровождающему лицу скидка 50%.
Действует программа для ветеранов афганской войны. В течение мая они могут воспользоваться бесплатным перелетом по Казахстану.
Также льготная программа действует для людей с ограниченными возможностями I категории и детям вне зависимости от категории предоставляется бесплатный перелет. Сопровождающему лицу скидка 50%.
КАК ПОЛУЧИТЬ ЛУЧШИЕ МЕСТА
Места у аварийного выхода — самые широкие и удобные. Но при онлайн-бронировании они всегда закрыты. Первые несколько рядов также бывают закрыты для выбора. Это происходит, потому что так положено по технике безопасности.
На места возле аварийного выхода, по правилам безопасности,
следует сажать физически здоровых людей
В авиации есть такое понятие, как центровка воздушного судна. У самолета есть баланс, который необходимо соблюдать. Поэтому чтобы обеспечить центровку судна, всегда учитывается, как рассаживаются люди, как ложится багаж и сколько топлива заправляется.
Если говорить о местах возле аварийного выхода, то по правилам безопасности туда следует сажать физически здоровых людей. Туда никогда не посадят маму с ребенком, человека пожилого возраста или человека с плохим зрением, у кого есть очки. Потому что при аварийной ситуации, человек, сидящий там, должен иметь силу, чтобы открыть дверь и помочь пассажирам выйти. Поэтому эти ряды заполняются последними. Но если человек попросит посадить его туда, и мы визуально видим, что он подходит по параметрам, то ему выдадут посадочный на это место. У нас это абсолютно бесплатно.
ПЕРЕВОЗКА ЖИВОТНЫХ
По новым правилам в салоне больше нельзя перевозить животных. Но так как для маленькой кошки, либо собаки породы чихуахуа находиться в отапливаемом багажнике будет большим стрессом, то мы сделали запрос, чтобы людям позволили перевозить маленьких животных в салоне. Пока этот вопрос на рассмотрении.
У всех животных, вне зависимости от того в салоне они,
либо в багажном отсеке, должен быть паспорт
До того, как выпустили этот закон, были следующие условия: маленьких животных до 5 кг с клеткой можно было провозить на борту за дополнительную плату; больших животных, например, собак породы лабрадор или мастиф нужно сдавать в багажный отсек — это специальное отапливаемое помещение, где температура такая же, как в салоне.
У всех животных, вне зависимости от того в салоне они, либо в багажном отсеке, должен быть паспорт, где указаны его рост, вес, кличка, как часто прививался и общее санитарное заключение о животном.
Исключение составляют собаки-поводыри. Они считаются уже не животными, а ассистентами, сопровождающими инвалида по зрению. Поводыри запускаются в салон без каких-либо клеток, надевается только намордник и поводок, и собака может лежать у ног хозяина в течение всего полета.
Владислав Проворов
59 лет, родной город — Киев, начальник отдела профессиональной подготовки АО «Авиакомпания SCAT»
SCAT ГЛАЗАМИ ПИЛОТА
В авиакомпании SCAT я пилот самолетов Boeing 757, Boeing 767 и провожу обучение летчиков и проводников.
Photo: Ruslan Timerbayev
Самолет готовится к полету около полутора часов, а при международном полете чуть больше. Он должен быть заправлен, проверен техническим составом, а пилоты уже на месте смотрят погоду, осматривают самолет, чтобы все системы работали, а потом уже приглашают всех на посадку.
На сегодняшний день самый продолжительный полет в авиакомпании SCAT совершается в Тайланд (6,5 часов) на Boeing 757, а самый короткий из Актау в Астрахань (45 минут). Полет из Шымкента в Анталью длится четыре часа, но также есть полеты из таких городов как Астана, Алматы.
Photo: Yelena Sergiyenko
У нас есть самолет Boeing 767, который без посадки может пролететь 13 часов. В нашей компании есть самолеты трех типов: Bombardier CRJ 200, Boeing 737, Boeing 757 и 767. CRJ предназначен для коротких расстояний и вмещает меньше пассажиров, Boeing 737 по дальности немного лучше, чем CRJ и вмещает больше пассажиров. Каждый самолет работает по своим направлениям и там, где он востребован.
У самолетов тоже существуют свои трассы
Для того чтобы самолеты не встретились друг с другом, имеются правила полета. У самолетов тоже существуют свои трассы. Есть одна и та же трасса, по которой мы летаем в определенном направлении, но если самолеты летят одновременно по одной трассе, то их разводят по высоте при интервале 1000 футов или 300 метров.
На самолетах имеются радиостанции, которые также есть на земле. Экипаж постоянно находится на связи с диспетчером, которые меняются во время всего полета. Над океаном расположены длинноволновые радиостанции, которые покрывают очень длинные расстояния. Диспетчеры оценивают обстановку и разводят самолеты.
Попадание в зону турбулентности
не несет никакой опасности
Летом турбулентность возникает при разном прогреве земной поверхности, при изменении скорости ветра, также она может возникнуть, когда самолет пролетает рядом с горами, с кучево-дождевой облачностью. Для самолета опасна гроза, но у нас есть локаторы на самолете, которые видят эти рычаги. Бывают, что самолет попадает в грозовые облака, но это очень редкий случай. Рычаги на самолете сделаны таким образом, чтобы мы в эти зоны не попадали. Попадание в зону турбулентности не несет никакой опасности для пассажиров и полета.
Еркасым Алтыбаев
46 лет, родной город — Шымкент, начальник службы бортпроводников АО «Авиакомпания SCAT»
SCAT ГЛАЗАМИ БОРТПРОВОДНИКА
В SCAT я работаю с 2004 года. Начинал в качестве бортпроводника, а сейчас я начальник службы бортпроводников. В нашем деле главное любить свою профессию. Вначале многие по-другому представляют эту деятельность, поэтому интерес проходит быстро.
В нашей компании работают около 200 бортпроводников. Каждый бортпроводник имеет право летать только на трех типах воздушных судов. Наши инструкторы контролируют работу. Если у работника был перерыв летной работы, который продлился более шести месяцев, то он негоден. Его заново отправляют на тренинги. Можно сказать, что все начинается заново. Если работник не летал на определенном типе, то он проходит через тренажер. Требования очень жесткие.
Photo: Aidyn Iskakov
Самая первая задача нашей службы и бортпроводников — обеспечение безопасности людей, и второе — качественный сервис.
Каждое питание на борту имеет свой срок. Мы не можем использовать одни и те же продукты при втором перелете. Продуктами нас обеспечивают бортовые цеха аэропортов. Также меню зависит от длительности полета. При вылете за рубеж, полет которого занимает более четырех часов, пассажирам предоставляется двухразовое питание. На всех наших рейсах подаются напитки, дополнительно легкая закуска, если полет длится меньше часа. Если полет длится чуть больше часа, то подаются сэндвичи, также кроме горячих и газированных напитков пассажиры могут выбрать один из трех видов сока.
Самая первая задача нашей службы и бортпроводников
— обеспечение безопасности людей
Наша авиакомпания два раза в год проводит отбор бортпроводников. Это связано с расширением компании, с приобретением новых воздушных судов. Возраст — один из критериев отбора: кандидатам должно быть минимум 18 лет. Это правило закреплено в нашем трудовом законе. Дальше идут требования авиакомпании: рост, вес, внешний вид, не должно быть никаких дефектов речи, шрамов, татуировок на видных местах. Эти требования действуют во всем мире.
На борту каждого самолета имеется аварийное спасательное оборудование, которое находится в разных местах, поэтому любой бортпроводник должен свободно достать это оборудование. Для этого имеются ограничения по росту. В нашей компании рост для девушек должен быть от 165 сантиметров, для парней от 175. После отбора, мы отправляем кандидатов на прохождение медицинской комиссии. Там имеется экспертно-летная врачебная комиссия, которая специализируется на летных работниках и выдает сертификаты, подтверждающие, что человек годен для должности. Без этого сертификата мы не отправляем на обучение. У нас имеется сертифицированный авиационно-учебный центр, который находится в Шымкенте. Все специалисты центра обучались за рубежом и имеют подтверждающие международные сертификаты.
Кроме работы у нашей команды есть и другая жизнь. Мы проводим турниры по мини футболу, у нас есть четыре футбольные команды. Руководство поддерживает послание Президента о здоровом образе жизни. Мы проводим соревнования среди авиаторов Казахстана и приглашаем коллег из других авиакомпаний. Наша команда заняла в этом году первое место среди восьми команд и получила кубок «Победителей турнира по мини футболу среди авиаторов», посвященный празднику Наурыз.