В нашей рубрике об ученых из Центральной Азии мы знакомимся с молодыми исследователями и узнаем об особенностях их ежедневной работы, перспективах развития и роста. В этот раз нашим героем стал Сунгат Мухангали. Он рассказал о своем пути в прикладной физике, работе с лазерами и особенностях научной карьеры за границей.
Сунгат Мухангали, PhD Прикладная физика, Вюрцбургский университет
О себе
Я родом из Астаны. После школы шесть лет учился в Санкт-Петербурге: сначала получил степень бакалавра в Электротехническом университете по специальности «Электроника и наноэлектроника», затем окончил магистратуру в Академического университета имени Ж. И. Алферова по направлению «Нанотехнологии».
Во время учебы в магистратуре у меня появилась возможность работать в лаборатории возобновляемых источников энергии под руководством Владимира Неплоха. Там я занимался разработкой гибких светодиодов на основе нитевидных нанокристаллов. До поступления в магистратуру я не был уверен, хочу ли продолжать заниматься наукой, хотя физика всегда меня привлекала. Однако работа в лаборатории, где самостоятельно планируешь эксперименты, проводишь их и видишь результаты своего труда, лишь укрепила этот интерес.
В настоящее время я аспирант в лаборатории прикладной физики Chair for Applied Physics в Университете Вюрцбурга. Моя работа связана с ростом и характеризацией полупроводниковых лазеров на квантовых точках, функционирующих в режиме синхронизации мод. Мы изготавливаем такие лазеры методом молекулярно-пучковой эпитаксии — МПЭ — широко распространенным подходом в микроэлектронной промышленности.
Поскольку полупроводники представляют собой кристаллы, их структура строго упорядочена. Многие в детстве или в школе выращивали кристаллы поваренной соли или медного купороса из насыщенных растворов. Молекулярно-пучковая эпитаксия в упрощенном виде напоминает этот процесс: я «выращиваю» кристаллы заданной структуры на подложке-полупроводнике с аналогичной кристаллической решеткой.
О научных исследованиях
Я вовлечен в проект, в рамках которого мы пытаемся создать полупроводниковый лазер, способного стабильно работать в импульсном режиме. Лазеры, работающие в таком режиме, широко применяются в спектроскопических измерениях как в науке, так и в индустрии, и в большинстве случаев это твердотельные лазеры, которые довольно дороги. Совсем другое дело, если удастся заменить их более доступными и эффективными полупроводниковыми лазерами. В проекте участвуют несколько университетов, а наша группа отвечает за изготовление и оптимизацию подобных лазеров.

Наука — это всегда интересно. Старайтесь выбирать проекты и исследования, которые вызывают у вас искренний интерес. Если появляется возможность поехать на конференцию или воркшоп, обязательно воспользуйтесь ею. Там можно встретить людей, занимающихся тем же, что и вы, или тем, чем вы хотите заниматься.
О науке в Казахстане
У меня не было возможности работать в научной среде в Казахстане. Однако за рубежом трудится много казахстанцев. Хороший пример — Казахстанское международное научное сообщество QIST, объединяющее PhD-студентов, постдоков и профессоров по всему миру. Важность такого объединения в создании пространства для нетворкинга, обмена опытом и идеями как для ученых, работающих в Казахстане, так и за его пределами. И это не может не радовать.
Рекомендации для молодых ученых
Наука и академическая среда — сферы деятельности, требующие высокой самодисциплины. Повседневная рутина часто состоит из множества неудачных и одного успешного эксперимента, непонимания со стороны научного руководителя, бесконечной подачи заявок на гранты, потери мотивации и постоянных сомнений: тем ли я занимаюсь?

И все же всех ученых объединяет одно — искреннее желание заниматься тем, что действительно интересно. Это неподдельное стремление понять, как устроен мир, или найти способ что-то улучшить. Каждый молодой или начинающий исследователь переживал собственный кризис, когда работа идет тяжело, результаты не появляются, а мотивация падает до нуля.
Это может прозвучать банально, но важно верить в себя и свои силы — иногда это единственное, что остается, когда все идет не так. Нужно говорить с близкими людьми, которые могут поддержать, выслушать и помочь пережить сложные периоды.
Я бы добавил больше проектной и научно-исследовательской работы как в школы, так и в университеты. Формат: «Лекция–семинар», на мой взгляд, немного скучен. В итоге все сводится к тому, что студент сам разбирается по учебнику и выполняет задания.
Когда занимаешься научной работой, возникает множество вопросов: «А как именно? Почему именно так? А можно ли так? А что, если объединить этот подход с другим?». И так далее. Именно через такие вопросы начинаешь хорошо разбираться в теме и глубоко усваивать информацию.