Адильжан Балгабеков, родной город — Семей, генеральный директор Школы программирования для детей Love to Code, @lovetocode.kz
Было
Я окончил РФМШ города Алматы в 2005 году. Первые семь классов учился в Семее, любил математику. Тетя предложила попробовать силы и поступить в физмат. После седьмого класса я все лето усердно готовился к поступлению. Было сложно, я многое не понимал. Но поступил и оказался в Алматы.
Физмат положительно повлиял на жизнь. В РФМШ учились совершенно другие дети, нежели в старой школе. Дома среди сверстников было круто прогуливать уроки, но на физмате мы действительно учились и не знали, что такое прогулы. Благодаря этому я сам изменился, влился в новый коллектив.
Сильные школы — это, прежде всего, сильные учителя и директор с хорошей хваткой. У нас были сильные преподаватели, которые давали качественные знания по всем предметам. Не было перекосов в сторону математики, по всем предметам нужно было выкладываться.
В РФМШ не было весенних и осенних каникул. Как в университете, каждые полгода нужно было сдавать экзамены по профильным предметам: математике и физике.
Сильные школы — это, прежде всего, сильные учителя и директор с хорошей хваткой
С восьмого класса мы уже решали задачи для поступления в МГУ, МФТИ и т.д. Это было сложно, но мы справлялись. Сложные задачки влияют на мозговые процессы, заставляют много думать, размышлять. Нужно сначала увидеть условия задачи, нарисовать ситуацию в голове, осмыслить и после этого написать решение на бумаге. Все «физматовские» легко закрывают высшую математику в университетах, потому что всю программу мы изучили в школе.
Школа научила выживать. Все мы боялись отчисления, так как поступили с большим трудом, получали отличные знания и не хотели потерять свое место. Всем приходилось учиться и выживать, прибегать к каким-то уловкам, чтобы получать лучшие оценки. Постоянно расти.
Стало
Я основатель и директор школы программирования для детей. Часто общаюсь с учениками про обучение в их школах. Вижу, что процесс образования и методики преподавания меняются. Например, в учебниках детям предлагают зайти на YouTube и посмотреть определенную минуту выпуска «Вечернего Урганта».
Кто-то скажет, что это лишнее, что старая система давала отличное образование и воспитала достойных людей. Но время идет, мир меняется, и образование тоже меняется. Люди, которые разрабатывают современные методики, понимают, что сегодня каждый ребенок должен уметь пользоваться интернетом, находить нужную информацию.
Дети также изменились. У моей двухгодовалой дочери есть iPad, где она смотрит YouTube Kids. Они воспринимают мир и новые технологии иначе. Но традиционное образование все равно нужно, чтобы воспитывать в детях дисциплину.
Когда ученики делают то, что важно для них, появляется интерес и желание учиться
Я наблюдаю уклон в сторону финского образования. Хайп вокруг этого появился пару лет назад, когда все начали ездить в Финляндию. У финнов совершенно другой менталитет, другой подход к обучению. Детям дают возможность реализовывать самостоятельные и командные проекты, проводить исследования, решать интересующие их вопросы. Когда ученики делают то, что важно для них, появляется интерес и желание учиться.
В школе программирования Love to Code мы также делаем упор на проекты. Предоставляем детям определенные алгоритмы, но в остальном даем свободу творчества. Они предлагают идеи, варианты, как могли бы улучшить, изменить решение. Также проводим чемпионаты, где дети, используя полученные знания, создают собственные проекты: web-страницы, игры, анимации и т.д. Был пример, когда ученик, которому 13 лет, создал сайт для кафе своего отца.
Дополнительное образование более пластичное, меняется быстрее, чем государственная программа. Поэтому зачастую предлагает более современные методики.
Будет
В идеальной школе будущего у ребенка должна быть свобода мыслей и возможность креатива. Чтобы дети могли давать самостоятельную оценку явлению, высказать мнение, как его улучшить, аргументировать свою точку зрения.