Марат Раимханов, 35 лет, родной город — Усть-Каменогорск, преподаватель ВШЭ КАЗГЮУ
Было
Я учился в четырех школах из-за того, что мы с семьей часто переезжали. 9 лет я провел в школе-гимназии № 38 с английским уклоном в Усть-Каменогорске. С первого класса я был погружен в англоязычную атмосферу. Основной целью было показать ученикам, что такое Англия, английские традиции, культура и через эти ценности научить английскому языку. Мы уже тогда, в девяностых годах, праздновали Halloween и День Святого Валентина.
Моим любимым предметом был английский язык, который преподавала Людмила Андреевна. Она была дотошным человеком, но никогда не кричала, и если ставила двойки, то мы знали, что это заслуженно.
Еще мне нравилась история. Учитель истории тоже великолепно преподавала. Я даже помню некоторые методы преподавания и использую их сейчас как учитель в школе. Мы с ней постоянно что-то обсуждали, выезжали на археологические раскопки, ходили в музей.
В моей школе все были заточены под то, чтобы заинтересовать учеников.
У нас был хороший директор, Зинаида Николаевна. Она была примером строгого, но справедливого руководителя. Зинаида Николаевна и ее команда проделали огромную работу и привили нам любовь к знаниям. Благодаря этому я как человек, преподаватель в вузе, учитель в школе и специалист в сфере коммуникаций продолжаю постоянно обучаться.
Все, что со мной происходит последние 20 лет — это все благодаря школе и моей семье
Из-за хорошего уровня английского языка я смог поступить на грант в Университет Сулеймана Демиреля. А на третьем курсе я увидел объявление, что КИМЭП открывает конкурс на магистратуру в области журналистики. Так я получил еще один грант от «Фонда Сорос-Казахстан». Дальше больше, выстроилась целая цепочка событий, которых в моей жизни могло бы и не быть, если бы я учился в другой школе. Я также отучился по программе «Болашак», получил степень MPA London School of Economics. Позже в 2014 году прошел на стипендию Хамфри и поступил в США.
Все, что со мной происходит последние 20 лет — это все благодаря школе и моей семье.
Стало
Современная школа отличается наличием технологий. Я до сих пор помню компьютеры, которые назывались «Корвет». Нас к ним пускали, затаив дыхание, и все время закрывали на ключ. Поэтому технологий у нас тогда не было. А сейчас в школе, где я преподаю, у всех учеников есть IPad. Удобно, что появились специальные программы, тот же google forms. Так я могу выслать ученикам ссылку на квиз, программа автоматически подсчитает баллы, а я получу результаты. Это занимает десять минут.
В те времена, когда я учился, в центре обучения был учитель. Учитель играл огромную роль, все смотрели на него, и он определял, как и чему мы будем учиться. В наши дни в центре процесса обучения стоит ученик, и он сам выбирает, что хочет изучать.
В большинстве государственных школ нет наставничества. А помимо учителей в школах должны быть менторы, чтобы направлять ребенка, помогать ему, где-то быть коучером, консультантом. Ведь у детей помимо учебы бывают и другие проблемы.
А помимо учителей в школах должны быть менторы, чтобы направлять ребенка, помогать ему, где-то быть коучером, консультантом
Одним из самых больших упущений считаю, что раньше в школах не было профориентационных курсов. У нас не спрашивали, кем мы хотим стать в будущем. Сейчас же во многих школах проводится тщательная профориентационная работа. А в нашей школе даже есть эдвайзеры учителя, которые помогают школьникам определиться, в какой вуз поступить, на какую профессию, какие можно рассмотреть альтернативы, где есть гранты.
Будет
У меня растут две дочери: Дария старшая, ей пять с половиной лет, младшей Корлан четыре года. Поэтому я заинтересован школьным образованием не только как гражданин, учитель, но и как отец. Я бы хотел, чтобы те таланты, которые есть у моих дочерей, школа поддержала и раскрыла. Я не хочу, чтобы их сломали в школе или навязали чужое мнение, жесткие установки. Я хочу, чтобы мои дети выросли свободными и счастливыми. Поэтому мне импонируют школьные системы в Финляндии и Сингапуре.
Для меня не важно, чтобы мои девочки наизусть знали произведения русских классиков, основы тригонометрии или дату Бородинской битвы. Важно, чтобы дети поняли, что они любят делать, знали, как это развивать дальше и монетизировать.
Я бы хотел, чтобы у школ были свои собственные академические программы, чтобы они не зависели от министерства, чтобы школы и учителя будущего имели максимально много свободного время, а труд учителя был высокооплачиваемым и престиж этой профессии в нашем обществе вырос.
Я хочу, чтобы мои дети выросли свободными и счастливыми
Было бы круто, если бы школы строили по типу Google офиса, где будет много пространства.
Родители должны быть вовлечены в процесс обучения. Начать с того, чтобы каждый день спрашивать у ребенка: «Как прошел твой день? Что было плохого и хорошего?».