Дамира Баль
22 года, режиссер-постановщик, хореограф
Стаж работы — 5 лет
ПУТЬ К ПРОФЕССИИ
У меня всегда была тяга к творческим профессиям. Я хотела стать и дизайнером, и журналистом, и ведущей. А танцы — это одно из направлений, в которое я пришла и окунулась с головой.
В детстве мне не разрешали танцевать, потому что у меня строгий отец, и он считал творческие специальности несерьезными и плохо оплачиваемыми. Сейчас он абсолютно лояльно к этому относится, но на тот момент, когда мне было восемь-девять лет, мама отправляла меня на курсы так, чтобы он не знал.
Всерьез я начала заниматься танцами в 16-17 лет. Сначала я занималась поппингом, этот танец нравился мне, и у меня неплохо получалось. Потом я узнала, что такое вакинг. Я увидела, как девочки моего возраста танцевали его и в танце изображали из себя стерв. Мне понравилась эта эмоциональная подача. А так как у меня развито чувство соперничества, увидев тех девочек, я захотела научиться танцевать лучше них.
Вначале, почти на протяжении года, у меня плохо получалось, но я все равно продолжала заниматься. Когда к нам стали приезжать иностранные танцоры, они начали давать мне хорошие отзывы. Корейцы, американцы по-другому видят чувства танцора, у них другой подход. Проблема была в том, что наши преподаватели танцевали по старой программе, а я танцевала так, как танцуют сейчас.
Я рано начала преподавать, через полтора года после того как пришла к танцам. Потому что поняла, что от своего преподавателя не получаю должного уровня.
Я работала в студиях танца в спальных районах, преподавала деткам. Зарплата была маленькая, поэтому я работала не ради денег, а для того, чтобы чем-то поделиться, чему-то научить. И дети действительно менялись. Так получилось, что теперь я преподаю именно деткам. Я пробовала работать в модельных агентствах со студентами и подростками. С ними тоже было интересно, они зажигались, но в отличие от детей, их огонь в глазах нужно было постоянно поддерживать. А дети долго держат пламя.
Сейчас, работая с детьми, я понимаю, что они мне близки, мне с ними легко. Они чистые, не терпят фальшь, любят искренность и ценят в человеке человечность. Это самое главное. Дети — самые упертые и упорные, они готовы выкладываться на полную катушку.
Я начала заниматься режиссурой, после того как съездила на телевизионный проект «Танцуют все» в Киеве. Потом я участвовала в реалити-шоу. На тот момент мне только исполнилось 19 лет, а шоу проходило в другой стране, и мы все жили в одном доме. Там было много ребят из других стран, для меня это все было стрессом. Однако я получила там колоссальный опыт.
После этого проекта, когда я вернулась в Астану, у меня было интервью для WE Project. А потом мне позвонили из модельного агентства KZ FASHION School Agency и предложили сделать детский проект. В интервью я рассказала о том, что преподаю дефиле и фотопозирование. А это именно то, что им было нужно. Так я стала работать с этим агентством.
О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ
Танцору, и тем более преподавателю танцев, нужна сила и постоянная тренировка. Ты должен тренироваться минимум час в день. А еще лучше, если будешь тренироваться два часа в день. Это без учета времени, когда ты обучаешь. Потому что без этого невозможно твое собственное развитие как танцора. Иногда мне хочется уехать в Дубай, чтобы просто отдыхать лежа на пляже. Но потом я смотрю на мировых танцоров и вижу, какая между нами пропасть. Если я поеду в Дубай и буду отдыхать, я увеличу эту пропасть. Поэтому нельзя отдыхать, нужно постоянно работать над собой.
Некоторые хореографы занимаются постановкой танцев, а некоторые исполнением. Для одних важно иметь хорошую фантазию, для других — быть хорошим исполнителем. Зачастую танец ставит один, а исполнителей много. Конечно, быть хорошим исполнителем тоже круто. Но иерархически режиссер-хореограф стоит выше.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно постоянно развиваться, учиться. Наверное, в этом и есть отличие нашей профессии: нужно получать мастер-классы, выезжать заграницу на обучение. Потому что все время появляется что-то новое.
Важно постоянно быть вдохновленным. Чтобы танец получился эмоциональным и интересным, ты должен вдохновляться, видеть что-то красивое, чувствовать что-то необычное.
Заряжать детей непросто. Они приходят на занятия и пожирают энергию. Но это касается только новичков, а те, кто уже давно занимаются, сами отдают тебе энергию, и после тренировки ты выходишь счастливый. Такое ощущение, что тебя осыпали фееричными звездочками.
Еще одна особенность профессии — частые поездки. Мы нередко выезжаем за границу для участия в различных проектах.
Чем выше ты поднимаешься по лестнице, тем тяжелее подниматься. Каждый шаг требует определенных усилий. Сейчас мне сложнее, потому что для того, чтобы выигрывать на крупных чемпионатах и стоять на одной сцене с настоящими профессионалами, нужно много работать.
ОБ ОЖИДАНИЯХ
Когда я шла в эту профессию, у меня не было никаких ожиданий, потому что не было осознания. На тот момент я делала это только потому, что хотела делать, и не думала о том, будут ли танцы со мной вечно или нет. Осознание приходит только сейчас. Сейчас уже есть планы о том, что будет дальше.
О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ ХОРЕОГРАФА-ПОСТАНОВЩИКА
Для хореографа, в первую очередь, важно иметь страсть к своей профессии, недостаточно ее любить.
Нужно иметь силу воли и выдержку, чтобы упав в грязь, ты мог встать, отряхнуться и идти дальше.
Все профессии любят, чтобы от них не отворачивались. Нужно заниматься несмотря ни на что, любить и передавать знания детям. Иначе в твоих знаниях нет смысла.
Профессия хореорафа особо не отличается от любой другой профессии. Просто в Казахстане она плохо развита. В Лос-Анджелесе, к примеру, можно просто быть танцором, танцевать на улице, и получать нормальные деньги. Они могут быть танцорами не самого высокого уровня, при этом абсолютно нормально жить. Там много возможностей заработать. А здесь либо ты будешь одним из лучших, либо тебе лучше не стоит этим заниматься.