Артем Тырин
30 лет, директор компании ТОО «Альпинист Пром», промышленный альпинизм
Стаж работы — 12 лет
ПУТЬ К ПРОФЕССИИ
Мой отец всегда увлекался спортом, был немного авантюристом. С друзьями-туристами постоянно ходил в походы и пару раз брал нас с братом с собой. Когда моя сестра поступила в ЕНУ на факультет туризма, и у них были выезды, походы, я постоянно просил ее взять меня с собой. Она взяла меня на слет, когда я учился в 11 классе. Там как раз выступала команда школьников, и когда в соревнованиях был этап на воде, они предложили мне попробовать, так как у меня уже был опыт сплавов на байдарке. В итоге мы хорошо выступили, и они пригласили меня в команду. В этой команде я был самым младшим.
Когда пришло время поступать в университет, я пошел на строительство, а не на туризм, потому что меня привлекали точные науки. Сдал экзамены в институт, поступил на грант и параллельно с учебой выезжал на соревнования.
Все началось с пешеходного туризма, а затем переросло в горный туризм и альпинизм. Отличие горного туриста от альпиниста в том, что задача горных туристов пройти определенный маршрут и взять какие-то перевалы, которые будут на этом маршруте. А задача альпиниста — восхождение на вершину.
Однажды, когда мне надо было идти в первый поход в горы, и у меня не было на это денег, Александр Александрович Сердюков, человек, которого я считаю своим наставником и другом, предложил мне работу в направлении промышленного альпинизма. Объект был небольшой — Министерство финансов на проспекте Победы. Благодаря соревнованиям, постоянным тренировкам у меня уже была привычка к работе на высоте, к работе с веревкой, поэтому никакого страха не было.
Мой первый поход был на западный Тянь-Шань, мы ехали туда через Шымкент. Первое время, когда мы появились на соревнованиях, все удивлялись команде из Астаны. В нашей команде по горной технике было 4 человека. Я был капитаном команды Астаны. В чемпионате Казахстана мы занимали первые и призовые места.
По большей части я был в казахстанских горах, у нас не так высоко. Самая высокая вершина, на которой я был — около 4500 метров, это тоже очень не мало. С супругой Полиной мы были в базовом лагере Аннапурны в Гималаях, который находится на высоте 4200 м.
В 2008 году я зарегистрировал свое ТОО. Когда я начал заниматься промышленным альпинизмом, в Астане эта сфера была в зачаточном состоянии. Сейчас мы оказываем все услуги связанные с высотой. Основные направления — это окрасочные, монтажные и ремонтные работы. В команду мы принимаем как опытных альпинистов, так и новичков, сами их обучаем. Потому что для работы в промышленном альпинизме не нужны такие знания, которые нужны в горах. Здесь все гораздо проще и снаряжения гораздо меньше.
В моей компании вместе со мной работает 15 человек. Работа у нас сезонная. Сезон начинается весной и заканчивается к зиме.
В промышленном альпинизме очень помогает строительное образование, потому что часто эта работа связана со стройкой, а я хорошо знаю свойства материала.
Я работал практически на всех административных зданиях в Астане. Самое высокое — это ЖК «Северное сияние», 42 этажа. Был момент, когда мы работали на здании, и под нами пролетел вертолет, он летел низко над Водно-зеленым бульваром.
ОБ ОЖИДАНИЯХ
К этой профессии меня привело желание преодолевать трудности. Еще мне нравилось, что это командный вид спорта, когда люди друг за друга отвечают.
Первые впечатления после восхождения — удовлетворенность, ощущение — ты этого хотел и ты это сделал, преодолевал трудности, и конечно, появляется желание испытать это еще раз. Ты поднимаешься на вершину и оттуда видишь, сколько еще вокруг перевалов и вершин и хочется на всех побывать.
О СПЕЦИФИКЕ И СЛОЖНОСТЯХ
В горах есть что-то манящее. У Высоцкого в песне поется: «Внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь, десятой доли таких красот и чудес». Бывало, ведешь новичков в первый раз в маршрут и с непривычки им так тяжело: высота плюс нагрузки, и они говорят: «Я больше в поход в жизни не пойду». Но они приезжают домой и через пару месяцев начинают спрашивать про следующие походы. Второй раз идти в поход уже проще и получаешь больше удовольствия.
Интересно бывать в тех местах, которые на карте еще не обозначены, не названы. Это называется первопрохождение. Например, ты спускаешься на ледник, а у него нет имени, он обозначен просто цифрой. И ты имеешь право дать ему название.
Когда ты поднимаешься на вершину, где уже были до тебя, ты находишь «тур» — это сооружение из камней, которое складывает команда первопроходцев. Внутри сооружения оставляют записку, где отмечено кто и когда последний раз был здесь. Интересно находить записки, которые оставляли 20 лет назад, ты понимаешь, что за это время здесь еще никого не было. Мы снимаем эти записки и потом прикладываем их к отчету, который сдаем в Республиканскую Федерацию. А она потом присуждает альпинистам разряды и квалификации.
В нашей профессии не редкость борьба с собой. В горах нельзя просто сесть и сказать: «Я больше не могу, я дальше не пойду» — тебе негде остаться, нужно в любом случае дойти до конца.
Самое главное в альпинизме — владение знаниями о снаряжении. Альпинисты говорят: нужно доверять веревке. Если ты начал доверять веревке, страх пропадает. Веревка имеет толщину всего 10 мм, это примерно с мизинец. Альпинисты всегда работают с двумя веревками, на одной ты непосредственно висишь, за вторую веревку пристегнута страховка, чтобы если с основной что-то случится, тебя поймала страховка. Нельзя пользоваться старой веревкой, снаряжение всегда должно быть хорошим, качественным, тогда можно быть спокойным за безопасность. Тем более, когда ты идешь в связке, и на тебе лежит ответственность за других людей, стараешься перепроверить снаряжение.
Если говорить о травмах, то у меня бывали ожоги от веревок. Однажды я упал на соревнованиях, вырвался камень, а судья, который стоял на страховке, не удержал, и я упал с высоты 10 метров. Я отделался тем, что повредил связки на ноге. В нашей компании за время работы была одна травма: человек стоял на подоконнике высотой с табуретку и когда спрыгивал с него, проколол ногу.
В горах Джунгарского Алатау растет цветок Купина неопалимая, и если его пыльца попадает на кожу и ее не смыть, на следующий день на этом месте появляются огромные волдыри. Однажды я сильно обжег ногу, это было в середине пути и мне пришлось с этим идти дальше. Бывали также и переохлаждения, если внизу +30, то в горах ночью температура падает до -5.
Наша деятельность не регулируется государством, это минус. Промышленных альпинистов как профессии нет в Казахстане. 3-4 года назад были несчастные случаи, после чего ввели правило, что альпинисты должны проходить специальное обучение и получать допуски. Мы это делаем, но далеко не на всех объектах спрашивают эти допуски. Поэтому часто промышленными альпинистами работают случайные люди, которые узнали, как пристегнуться к веревке. Это создает некоторые проблемы. Часто звонят клиенты и просят переделать или доделать чью-то работу, так как эти люди из-за отсутствия опыта не знают, как преодолеть трудности, с которыми сталкиваются. Хотелось бы, чтобы государство регулировало этот вопрос, чтобы ввели определенные требования, потому что это работа повышенной опасности.
На высоте всегда есть необычное чувство, кто-то назовет это страхом, по мне же, это волнение. Астана красивая, все строится, и там, на высоте, особенный вид. Раньше я часто фотографировал.
О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ АЛЬПИНИСТА
Люди говорят: «Я боюсь высоты». На самом деле, все это вопрос привыкания.
Главное качество, которым должен обладать альпинист — это уверенность в себе. Если человек уверен в себе, он может побороть любой страх.
Промышленному альпинисту нужно уметь работать с инструментами, так как мы выполняем монтажные и ремонтные работы. Но этому можно обучиться на месте. Человек с определенными азами может работать в этой профессии, специальных знаний не нужно. Важно, чтобы у человека была хотя бы начальная физическая подготовка и хорошее здоровье.
Ограничений по росту и весу нет, я видел ребят альпинистов с весом 120 кг, они не были полными, просто крупные.
В этой профессии важно осознание ответственности за себя и людей, с которыми ты работаешь. Человек должен быть внимательным, здесь не бывает мелочей.