О жизни
Я в Астане с сентября прошлого года. До этого четыре года я работал в городе Ухань, в центральном Китае. После этого у меня был выбор между двумя странами постсоветского пространства. Меня хотели отправить в другую страну, но я сказал: «Нет, я хочу в Казахстан», потому что знал, что Казахстан для Франции важная страна в экономическом плане. Во-вторых, я узнал, что тут есть большие китайские проекты. Раз я хорошо знаю Китай, то думал, что многое смогу понять лучше, чем другие дипломаты. Я работал по четыре года в Москве, Дели и Китае. Для меня Казахстан — это надежный выбор, в том смысле, что я знаю много стран, которые имеют отношение к Казахстану.
Также знание русского языка было поводом приезда сюда. Я учил русский язык во Франции, когда мне было еще 20 лет. Также я жил в России с 2002 по 2006 год, там я и научился говорить. Мое хобби — копаться в архивах. Я увлекался семейной историей. Оказалось, мои дальние родственники эмигрировали в Россию в конце 18 века. Некоторые предки женились на представителях российского дворянства. Я искал документы в архивах в России, в Центральном архиве Украины. У меня есть дальние кузены в Крыму. Некоторые мои предки переехали в Украину, в Москву, Санкт-Петербург. Я написал своим родственникам письмо и получил от них ответ.
О городах
Астана — это новый город. По сравнению с китайскими городами этот город открытый, зеленый, здесь меньше машин и людей. Мне показалось, что Астана больше похожа на Европу, чем на Азию.
Зимой по улицам в Астане гулять не очень приятно. На прошлых выходных я был на улице, у меня была встреча в одном кафе. Было ощущение, что я на севере Европы. Прохладно, и одновременно светит солнце.
Я был в театре «Астана Опера». Мне понравилась интересная архитектура здания, она похожа на Большой театр, а зайдя внутрь, будто попадаешь в сказочный мир. Также я был в театре «Астана Балет» один раз, там уже дизайн более современный.
Астана — это столица, но для того чтобы узнать страну, нужно побывать в маленьких городах. Я был в Таразе, Костанае, Семее, Шымкенте, Талдыкоргане. Мы ездили к месторождению урана. В последний раз я ездил из Шымкента до Тараза, дорога интересная, видел потрясающие горы на границе с Казахстаном и Кыргызстаном.
С Кокжайляу я взобрался на вершину Кумбель в Алматинской области. Было интересно. Последние 500 метров были самые сложные, но с высоты трех тысяч метров нам открылся красивый вид, это того стоило.
В Алматинской области и в Восточном Казахстане весной все становится зеленым. Этот плоский ландшафт напоминает мне прибрежные участки реки Орн, одной из крупнейших рек Франции.
В стране есть разнообразие. По сути, Казахстан — это не Центральная Азия. Казахстан — это другая страна с большой территорией, на которую повлияло много других культур. Я был в разных местах Казахстана. Я побывал в музее Пушкина в Уральске, который открыли потому, что Пушкин однажды туда приезжал. Здания там похожи на те, что есть в Центральной России. Также я был в Жаркенте, в Алматинской области. Там есть музей, который расположен в старой мечети в китайском стиле. И на Юго-Востоке, и Северо-Западе культуры абсолютно разные.
О еде
Обычно я обедаю дома. У меня жизнь, в которой мало свободного времени. Я придерживаюсь правильного и здорового питания. Но в Казахстане, в стране любителей мяса,казы и бешбармака, не всегда получается питаться сбалансированно. Я пробовал бешбармак в Алматы, в ресторане на Кок-Тобе, а последний раз в Карагандинской области. Это было на прошлых выходных. Меня пригласил аким района, они дома приготовили бешбармак, порция которого показывала всю суть казахского гостеприимства. Там мне подарили пятый по счету шапан.
Роль еды в жизни французов и казахов в чем-то похожа. В последнее время мы начали больше внимания обращать на здоровье и здоровую пищу. 50 лет тому назад Франция начала менять традиционную кухню. Французы щепетильны в вопросах питания. Им важно знать, что входит в состав блюда, они изучают особенности полезных и вредных веществ в пище. Мы просто хотим долго жить. Но в будущем с загрязнением окружающей среды, пестицидами станет сложнее найти здоровую пищу.
Во Франции мы едим мясо лишь раз в неделю, в остальное время питаемся полезной пищей. Главное же блюдо в Казахстане — мясо. Это часть вашей национальной идентичности, поэтому, если я скажу, что мясо вредно для здоровья, некоторые казахи могут обидеться. Я думаю, что это изменится с приходом более молодого поколения, среди них уже есть вегетарианцы. Вегетарианство полезно и для организма, и для планеты. Я ем мясо, но редко.
О покупках
Я живу в ЖК Highvill, там есть Interfood, где можно купить все. Мне удобно, никуда выезжать не нужно, поэтому я еще не бывал на местных базарах.
В Казахстане есть сеть французских магазинов L’Occitane, есть импортер из Франции «Французский дом», салон красоты Dessange. В Алматы в 2019 году откроется магазин спортивных товаров Decathlon — это всемирная сеть. В Казахстане много магазинов с французским названием, но мало кто действительно является представителем Франции.
О транспорте
Есть места в городе, где постоянно образуются пробки. Мне кажется, что все дело в светофорах, которые регулируют движение не самым лучшим образом. Я бы посоветовал обратиться к французским компаниям, потому что это касается программного обеспечения. Темп на дороге регулируется с таким расчетом, чтобы трафик был без перебоев. Например, в Париже машины останавливаются часто, но на короткий промежуток времени, то есть темп светофоров регулируется компьютером.
Иногда я пользуюсь такси, но еще я заметил, что ловить такси на улице дешевле.
О людях
Отношение к семье в Казахстане и во Франции отличается. В Казахстане у каждого человека есть своя роль в семье, например, обязанности старшего и младшего брата отличаются. Влияние родителей на детей большое. Наверное, это некая азиатская черта. Во Франции это исчезло около века назад. У нас нет определенных ролей в семье, каждый выбирает сам свою роль, образ. Это самое важное различие между нашими странами.
Отношение жителей Франции и Казахстана к безопасности на дорогах абсолютно разное. Таксист, который вез меня из Шымкента в Тараз, только делал вид, что пристегнул ремень безопасности, когда видел дорожную полицию. Он просто перекидывал ремень из-за спины, который был заранее пристегнут к креслу. Во Франции мы относимся к вопросам безопасности серьезнее. Водитель — это человек, который должен быть в безопасности в первую очередь.
У наших стран разное прошлое. Интересно то, что в вашем менталитете чувствуется влияние советского прошлого. В Казахстане много людей, которые побывали в лагерях, которых депортировали в Казахстан. В результате здесь много этнических групп. Ваша политика толерантности во многом похожа на концепцию равенства и недопустимости дискриминации во Франции. Есть понимание, что, живя вместе, нужно соблюдать определенные правила, уважать культуру других групп. Надо, чтобы государство следило за тем, чтобы в стране не было дискриминации, причем не только в отношении этнических групп, но и в экономическом плане. В вопросах равенства Франция отличается от многих стран, даже европейских.