Соучредитель Акселератора Навыков «Илмхона», успешной таджикской компании, которая вдохновляет молодое поколение, рассказал о том, в каком состоянии образование в Таджикистане, и как избежать рисков от внедрения ИИ.
Фаррух Умаров, 30 лет, город — Дубай, соучредитель Акселератора Навыков «Илмхона», соучредитель edtech стартапа re-skill.io, @ farrukh_umari
О становлении
Я соучредитель Акселератора Навыков «Илмхона». Проекту уже шесть лет, за это время мы подготовили более 10 000 студентов в IT-сфере, несколько сотен из них успешно работают в различных компаниях в Таджикистане. В данный момент я вышел из операционной деятельности. Мы поняли, что нужно создать онлайн-продукт и начали работать над re-skill. Создаем персонализированное и адаптивное обучение для каждого студента. Проект почти готов, скоро мы его запустим.
У меня есть опыт учебы и жизни в разных странах. Я окончил школу в Таджикистане, но степень бакалавра получил в Кыргызстане, в Американском Университете Центральной Азии. У меня также была возможность учиться в КИМЭПе в Астане, но я выбрал АУЦА. После чего учился в Оксфорде. По окончанию обучения некоторое время работал в Израиле. А в данный момент живу и работаю в ОАЭ.
О нынешнем образовании
Страны Центральной Азии имеют общее советское прошлое, поэтому во многом они схожи. Но за последние 30 лет в каждой из стран произошло большое количество изменений.
Советская система образования была основой, дальше Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан пошли по своему пути развития. Соответственно, тот, кто сделал больший фокус на этой сфере, сегодня имеет более развитую и прогрессивную систему образования. Поэтому ситуация в этих странах сильно отличается.
Образование в Казахстане находится на более высоком уровне. Хорошая поддержка со стороны правительства, создание таких программ как «Болашак», в целом большой акцент на развитие образования, привел к тому, что на сегодняшний момент выросло целое поколение сильных кадров. Именно благодаря этим людям происходит развитие страны.
Образование в Казахстане находится на более высоком уровне
Еще один показатель качества образования — наличие передовых университетов и филиалов сильных международных вузов. В этом плане Казахстан также впереди других стран центрально-азиатского региона. В этой стране западный подход в обучении уже приветствуется, применяется и становится частью системы образования.
То же самое можно сказать о топовом университете Кыргызстана, АУЦА. Я учился в АУЦА по программе Liberal Arts Education. Это традиционная академическая программа западного высшего образования. Особенность в том, что такие гуманитарные программы в отличие от фокуса на исключительно одной области или одном навыке, обучают Soft Skills, таким как критическое мышление, лидерство, командная работа. Еще одна отличительная особенность — отсутствуют лекции, то есть обучение проходит только в формате семинаров, в небольших группах. Это дает возможность для более тесного общения студентов и профессоров.
Радует прогресс в образовательной сфере в Узбекистане. Появляются филиалы международных вузов, местные университеты также делают шаги в сторону иной, новой версии преподавания.
В Таджикистане тоже есть Университет Центральной Азии. Но в других вузах преобладает советский подход к обучению.Большую часть образовательного процесса занимает заучивание информации. Но сегодня, в эпоху Google и искусственного интеллекта нужны не люди, которые запомнили много информации, нужны те, кто способен критически мыслить, анализировать и принимать решения на основе этой информации.
Образование в Таджикистане требует больших реформ. Исходя из личного опыта, я считаю, что главный акцент в процессе обучения должен быть на Independent Thinking, способности студентов мыслить независимо, умении задавать вопрос «Почему?», «Зачем?». Необходимо в корне поменять систему высшего образования в Таджикистане. Есть большая проблема в несоответствии выпускников требованиям рынка труда. Это одна из причин, почему мы создали проект «Илмхона».
О будущем образования
Образование — это система, в которой серьезные, большие изменения не происходили уже давно. Но за последние 50-60 лет, благодаря развитию технологий, мы видим экспоненциальный рост во всех других сферах жизни: коммуникации, коммерция, финансы. Это говорит о том, что большие изменения в сфере образования просто необходимы.
Мы живем в эпоху, когда информация максимально доступна для каждого. Есть Google, Siri, чат GPT. Поэтому заучивать что-то нет смысла. В будущем и уже сегодня главная цель образования должна быть в том, чтобы научить человека мыслить, думать, анализировать. То есть в перспективе образование полностью поменяет свою суть от «принятия информации» до «анализа информации». Будут важны навыки критического мышления.
Еще один тренд, который я вижу — образование становится узко направленным, специализированным. Уже видны шаги в этом направлении, появляются различные буткемпы, где специалистов готовят за короткий промежуток времени.
Сегодня внимание людей во всем мире направлено на развитие Искусственного интеллекта. Именно эта технология имеет большой потенциал для развития сферы образования. В будущем благодаря ИИ у каждого студента будет свой личный ментор. Уже не будет один преподаватель на 20 человек, соотношение составит 1:1. И это огромный плюс, потому что позволит сделать обучение максимально персонализированным и эффективным. Этого и мы пытаемся добиться вместе с нашим edtech стартапом re-skill.io.
Главная цель образования должна быть в том, чтобы научить человека мыслить, думать, анализировать
С появлением и развитием ИИ у людей также связаны некоторые опасения. Каждый раз, когда выходит новая технология, новый инструмент, первое время люди относятся к нему скептически. Пугает неопределенность. В этом плане важно относится к ИИ как к инструменту и правильно его использовать. Если знать риски, то можно их избежать.
В сфере образования один из главных рисков, который несет ИИ — ухудшение у людей социальных, коммуникативных навыков. Если у каждого человека будет свой виртуальный инструктор, отпадет необходимость в посещении классов и живом общении с другими студентами. Но если правильно организовать процесс обучения и устанавливать дополнительные правила, связанные с необходимостью работы в команде, с другими людьми, то все эти риски можно минимизировать.
Есть одно правило — если система или инструмент приносит больше вреда, чем пользы, то сам рынок автоматически от него избавится.