Айдар Конторбаев, 40 лет, родной город — Аркалык, владелец The Bus Music Pub, The Bus Street, кофейни «Зерна & Люди»
Я учился на математика, системного программиста. Оканчивал я механико-математический факультет Новосибирского государственного университета. В будущем я планировал стать ученым.
Моя первая работа была связана с ресторанным бизнесом: недолго я проработал и официантом, и барменом, и поваром. Однако это все происходило в процессе учебы.
В логистику я пришел случайно. Я встретился с человеком, который предложил работу в этой сфере, и решил попробовать. Это произошло в 1998 году.
В каждом человеке, когда он немного встает на ноги и появляются свободные деньги, появляется желание открыть что-то свое. Наверное, это мальчишеская мечта, как и у любого мужчины — иметь бар где-то за углом. Навеянная американскими фильмами идея была в голове, но реализовалась только здесь, в Астане.
Наверное, это мальчишеская мечта, как и у любого мужчины — иметь бар где-то за углом
Моя личная активность в ресторанном бизнесе началась в 2013 году. Тогда мне пришлось задействовать весь свой опыт — как человеческий, так и профессиональный. Я учился на своих ошибках первый год, и все приходило с опытом. Сложности были везде. Ресторанный бизнес разносторонний: ты должен быть и строителем, разбираться и в вентиляции, и в кухонном оборудовании, и быть поваром, понимать в маркетинге, в подборе персонала, в системе автоматизации. Все эти компоненты составляют одну сферу.
Я использовал опыт в математике, матанализе, и все это систематизировалось и улучшалось, чтобы гостю было интересно. К тому же, нужно быть креативщиком, создавать что-то, придумывать. До сих пор я не могу сказать, что нет сложностей. Чтобы обрести первоначальный опыт, мне понадобилось два-три года, и по сей день ежедневно я узнаю что-то новое.
Человек, который начинает свое дело в ресторанной сфере, должен понимать, что это может сломать. Предприниматель, горящий своим делом, должен идти, проходя огонь, воду и медные трубы. Эта сфера либо закаляет, либо ломает. 80% бизнесменов, которые начинают, спустя год опускают руки и закрываются. Оставшиеся 20% людей создают дело для души.
Предприниматель, горящий своим делом, должен идти, проходя огонь, воду и медные трубы
В ресторанной сфере ты должен быть готов к тому, что ты можешь столкнуться с проблемой в любой момент. Когда со сложностями и вопросами приходится сталкиваться впервые, то просто выходишь из положения. В следующий раз ты относишься к ситуации спокойнее. Ты понимаешь, что ничего страшного не произошло — такое бывает, и все можно решить.
Однако ресторанный бизнес дает возможность слышать благодарные отзывы гостей, находиться в приятной атмосфере и создавать определенное душевное состояние. Также ресторанный бизнес создает стабильность.
В планах развивать и масштабировать проект кофейни «Зерна & Люди». А The Bus Music Pub хочется развивать в музыкальной сфере.
Дана Досжанова, 34 года, родные города — Актау, Алматы, создатель Salad Bar
Я училась в KIMEP по специальности «финансы». Второй моей специальностью был «менеджмент». Я окончила университет в 2005 году. Мне не пришлось сталкиваться с проблемой поиска работы после выпуска, потому что университет всегда устраивал ярмарки вакансий, куда могли прийти студенты третьего и четвертого курсов. На ярмарке вакансий были представлены все банки второго уровня. Там я раздала свои резюме, и первым откликнулся KazInvest bank.
Я подала резюме в KazInvest bank, потому что он находился неподалеку от моего дома. Я пошла на собеседование, и меня взяли. Получилось, что к концу учебы я уже работала. Сначала это был финансовый контроль, потом рыночные риски. Потом я перешла в «АТФ Банк». На тот момент это был UniCredit. Я работала в корпоративном отделе в качестве кредитного риск-менеджера. Мне нравилась моя работа, но где-то внутри хотелось чего-то другого.
Проработав в банках семь лет, я решила уйти. UniCredit выкупили, и происходила небольшая реорганизация. Именно в этот момент я решила уйти в никуда. Я не искала работу.
Я благодарна команде за опыт и знания. Но при всем уважении к офисной работе, я понимала, что во мне больше творческого. Сначала я подумывала пойти в дизайнеры интерьера. Мне хотелось, чтобы это был свой бизнес, чтобы я работала на себя.
Мне хотелось, чтобы это был свой бизнес, чтобы я работала на себя
При этом у меня была мечта открыть ресторанчик. Я думала открыть рыбный ресторан. Но спустя время я перешла на определенный тип питания и часто ела еду в боулах — полезную, сбалансированную и сытную. К тому же, я ездила к подруге в США. Мы были в небольшом туре по Штатам, и она мне показала популярный там формат.
Когда я думала над тем, что хочу открыть что-то в общепите, я понимала, что хочу создать что-то уникальное — не кофейню, не типичное заведение.
Я вдохновилась и создала «от и до» свой проект. В Salad Bar я придумывала все самостоятельно: от сбора семи компонентов до дизайна. Нас учили подобному в KIMEP — если открываешь бизнес, то он должен отличаться.
Работать в ресторанной сфере непросто, особенно для новичка, как я. Когда я решила заниматься проектом, то меня пугали со всех сторон: «Это так трудно, особенно для девушки». Это так, но вера в дело и уверенность помогали идти дальше. Сейчас я занимаюсь этим одна. Обязанностей много, и всем сложно заниматься в одиночку. И в целом в ресторанном бизнесе легче вести дела в команде.
Я стала сильнее, держу удар. Я эмоциональный человек и раньше переживала все иначе. Из негативных отзывов я извлекаю урок, стараюсь расти и дополнять то, что есть.
Ресторанная сфера подарила много знаний
Ресторанная сфера подарила много знаний: от кулинарии до строительства. Я готова делиться опытом с молодыми предпринимателями. Мне хочется помочь всем, кто сейчас в начале пути. Я и сама была бы рада, если бы когда-то мне кто-то объяснил, как все это делается. Для ресторанного бизнеса это важно.
Salad Bar дает возможность общаться с новыми людьми, которые работают в разных сферах. Salad Bar — это мое детище. Сейчас для меня это все.
К сожалению, у нас не получилось открыть доставку в Алматы, но теперь мы планируем открыть полноценную точку в следующем году. У меня грандиозные планы — я хочу создать сеть по Казахстану. Я вижу, как это нравится людям, и меня это вдохновляет.
Еламан Талгатулы, 24, года, родной город — Мерке, основатель пекарни Eliks
Еще учась в школе, понимал, что я с цифрами не дружу. В большей степени я гуманитарий и выбирал себе профессию, основываясь на мысли «как повлиять на этот мир», «как сделать его лучше». Возможно, сыграл юношеский максимализм, но я решил пойти учиться на политолога. Я посчитал, что международные отношения и политика — это то, через что я смогу повлиять на мир. В определенный момент обстоятельства удачно совпали. Я проучился пять лет в Назарбаев Университете. За это время я набрался тех знаний, которые хотел получить, но понял, что влиять на мир я могу не только изученными способами, но есть и другие.
Первое, что на тот момент пришло в голову, это то, что нужно набраться опыта. У меня были знакомые и друзья, которые выезжали за рубеж на учебу и работу. И они все, приезжая из других стран, говорили о том, что в жизни и особенно в молодости это полезный опыт. Я решил, что нужно поехать поработать, и искал на Head Hunter вакансии в Европе. Я откликнулся на вакансии 10 или 20 различных компаний, которые не требовали от соискателей опыта работы. Так я попал в Uber.
Пять лет я учился на английском языке, а работа была на русском, и до того, как я приступил к работе, я не знал этого факта. Мне про это не говорили, интервью я проходил на английском. В компании нас разделили по командам, меня направили в Russian Team.
Через несколько месяцев работы я осознал, что не развиваюсь. К тому же, я начал забывать английский.
Первое время мне казалось, что у меня есть пусть и мизерное, но влияние на происходящее в обществе, потому что мы помогали водителям. Но в какой-то момент я заметил, что ответы генерируются на автомате, и решил, что так не может продолжаться.
Спустя год, вследствие всех обстоятельств, к которым потом подключились и семейные, я приехал в Астану. На тот момент идея об открытии пекарни была на втором плане, и я целенаправленно искал работу в Big4. В компаниях «Большой четверки» работает немалое количество выпускников Назарбаев Университета. Там требуется знание английского языка. Все мое окружение советовало мне начать карьеру в Big4, потому что там хорошие условия, зарплата.
Все мое окружение советовало мне начать карьеру в Big4, потому что там хорошие условия, зарплата
Я работал в PWC в налоговом отделе. За те два месяца, что я там проработал, один из них я потратил на работу с Excel-файлами, копированием и переносом данных. Работать в Uber, PWC было тяжело, потому что, сидя в офисе, ты не знаешь, как это влияет на людей. Работая там, я начал работать над проектом вместе с Айнурой.
Работа в ресторанной сфере оказалась не такой сложной, как я ожидал. Возможно, из-за того, что у нас небольшой павильон, особо не возникает запоминающихся негативных моментов. Все идет своим ходом, в комфортном режиме. Не было ситуаций, когда клиенту что-то не понравилось или возник конфликт.
Если честно, я был уверен, что будут сложные ситуации. При этом мне повезло, что я научился делать вкусные трдельники, а Айнура — маркетолог. В бизнесе есть разные сферы, и кто-то уделяет больше внимания одной из сфер, упуская вторую. У нас такой проблемы нет.
Работа в ресторанной сфере дарит эмоции
Работа в ресторанной сфере дарит эмоции. Для меня самое важное — это видеть, как покупатель чувствует радость и счастье от того, что ест вкусную еду, приготовленную нами. Он благодарит за классное место. Эмоции, которые дарят клиенты, создают самое большое и ощутимое различие от работы в офисе. Там этого частично можно достигнуть, работая с хорошим коллективом, но никак иначе.
Ресторанный бизнес — он для души. Встречая гостей, узнаешь много новой информации. Мы общаемся с клиентами, и создается постоянный поток из интересных историй и полезных знаний.