Мурат Шакуов, 32 года, родной город — Алматы, младший разработчик «Колеса Крыша Маркет»
О том, как все начиналось
С детства у меня были склонности к точным наукам, а когда в конце школы встал вопрос о дальнейшем образовании, я подумал, что это должна быть инженерная специальность. Я узнавал, кому из инженеров платят больше всего, и когда понял, что это нефтяники, решил обучаться в этом направлении.
И за полгода до окончания к нам пришли специалисты из американской нефтегазовой компании Baker Hughes и отбирали студентов для себя
Я поступил в КазНТУ, проучился четыре года. И за полгода до окончания к нам пришли специалисты из американской нефтегазовой компании Baker Hughes и отбирали студентов для себя. Это первые люди, которые предложили нам работу на хороших условиях, и я решил попробовать пройти отбор.
Было три этапа: тестирование, собеседование и еще одно собеседование, но с вышестоящим руководством. Я прошел отбор, и мне предложили работу, когда я был еще студентом. Потом мы просто ждали, когда я получу диплом, чтобы начать работу.
Я проработал в этой компании с 2008 по 2012 годы. Мы занимались исследованиями скважин, большую часть времени проводили в степях, на месторождениях и скважинах. Работа нелегкая. Я помню, как хотел уволиться после первой вахты, потому что условия труда были тяжелыми. Там было как в армии: строгий режим, никто с тобой не сюсюкается, перед тобой стоит задача, и ты должен ее выполнить. Но что-то заставило меня передумать, и я остался: думаю, это зарплата. Я получал в два-три раза больше, чем мои сверстники, которые работали в офисах на хороших позициях. Нам платили больше за то, что мы работали с радиацией, взрывчатыми веществами.
О сокращении
За свою карьеру я прошел через два сокращения, первое из которых прошло для меня успешно. Спустя время, когда я устроился на работу, наступил кризис. Цены на нефть упали, заказов стало меньше, потому что все начали экономить. И такое большое количество людей было тяжело содержать, поэтому пошли сокращения. Тогда вышел указ о том, что иностранным компаниям нельзя сокращать местных сотрудников. Поэтому, в первую очередь, компании пришлось сокращать иностранцев, а когда стало совсем тяжело, руководство попросило людей уволиться по собственному желанию.
Еще нас отправляли на учебу в Шотландию, чтобы мы научились работать с оборудованием компании, потому что это сложные, тонкие вещи, которым не обучают в университетах. Тех, кто там не успевал, отчисляли, и они не могли сохранить за собой работу, и их тоже увольняли.
Когда я вернулся, кризисная волна закончилась, начался подъем. К 2012 году цена на нефть была рекордно высокая, и другие международные компании начали охоту за головами, потому что нужно было этим быстро воспользоваться. Один из сотрудников российской компании TGT, который раньше работал у нас, начал набирать команду. Я тоже попал под эту волну и ушел туда вместе со всеми. Новая работа была намного легче, проще, но я быстро потерял к ней интерес. Изучив все за несколько месяцев, понял, что мне некуда дальше расти, а всю жизнь заниматься этим не хотелось.
Спустя время мне вновь предложили вернуться в компанию Baker Hughes, но уже в Австралию, и поработать там на хороших условиях. Так я вернулся в компанию, с которой все начиналось, переехал в городок под названием Аделаида и работал в центре Австралии, городе Мумба.
За два года работы в Австралии я вырос в профессиональном плане. Мою работу заметили и предложили стать управляющим. Было сложно, потому что я всю жизнь был инженером, а тут нужно было управлять огромным объектом, следить за людьми.
Так я вернулся в компанию, с которой все начиналось, переехал в городок под названием Аделаида и работал в центре Австралии, городе Мумба
Когда меня назначили, снова случился кризис. Он начался раньше, просто Австралия стала одной из последних стран, которая его ощутила. В конце 2014 года цена на нефть начала идти вниз, а в 2015 году она стала обрушиваться. Тогда я столкнулся с ситуацией, когда мне самому нужно было сокращать людей и говорить людям: «Извини, но завтра ты не выходишь на работу. Вот билет, лети домой». Мне приходилось отбирать среди людей, с которыми я работал бок о бок, слабые звенья. А потом я сам оказался в таком списке.
О новой работе
Когда я вернулся в Казахстан, то хотел устроиться в нефтяную индустрию: рассылал резюме, смотрел, пробовал, но либо мне не нравились условия, либо я не подходил по узкой направленности своей специальности. Я подумал, что нужно что-то делать, как-то выживать и осваивать другую профессию. Есть такое выражение: «Тот, кто хочет, всегда найдет способы, а тот, кто не хочет, будет искать отговорки».
Еще до того как меня сократили, в свободное от работы время я читал книги по программированию. Меня это увлекало, я всегда находил общий язык с компьютерами, техникой. Тогда я решил, что попробую заняться своим хобби серьезно. И когда мне было 30 лет, я поступил в компьютерную академию, начал изучать программирование. Спустя полгода супруга узнала от знакомой, что в компанию «Колеса Крыша Маркет», где она работает, берут студентов последних курсов, которые проходят трехмесячную стажировку, по результатам которой их принимают на работу. Я подумал, что нужно попробовать, и подал заявку. Мне хотелось получить практику, потому что, как студент с опытом, я понимал: чем больше практики, тем легче по окончании университета найти достойную работу.
И когда мне было 30 лет, я поступил в компьютерную академию, начал изучать программирование
Я устроился на стажировку и находился на работе с утра до вечера, учиться было сложно. В академии была такая форма обучения, как полустационар, когда ходишь на занятия только по субботам, и я перевелся. Спустя неделю я понял, что все равно не успеваю, и взял академический отпуск на полгода. Когда я полностью сфокусировался на работе, у меня стало получаться.
По окончании стажировки помимо того, что я набрал огромный багаж знаний и практики, мне предложили работу. На этом обучение не закончилось, я учусь новому каждый день.
Если считать стажировку, то я уже полгода работаю android-разработчиком в компании «Колеса Крыша Маркет»
Если считать стажировку, то я уже полгода работаю android-разработчиком в компании «Колеса Крыша Маркет». Мне нравится то, чем я сегодня занимаюсь. Первое время я даже не понимал, что работаю. Это как хобби, за которое мне платят.
О планах
В планах расти, развиваться. Я не заглядываю далеко вперед, потому что мало из того, что планируешь, выполняется. Когда у шахматиста Каспарова спросили: «На сколько шагов вы продумываете партию?», он ответил: «Я не продумываю партию ни насколько шагов вперед, я просто обдумываю ту ситуацию, которая сложилась, и выбираю из нее наилучший вариант».