Шакир Исламбакиев, 27 лет, родной город — Алматы, предприниматель
Как все начиналось
По образованию я журналист. В 15 лет я работал в газете внештатным корреспондентом. Позже я ушел в телевидение: работал в продюсерском центре и на телеканале HIT TV. 3 года назад, в 2015 году, я ушел из журналистики, чтобы попробовать реализовать свою мечту.
Я давно хотел открыть хостел в Алматы. Я активно путешествовал и часто останавливался в хостелах. Идея пришла ко мне во время студенчества — хотелось создать классное комфортное место в Алматы. Но, как обычно бывает, мы начинаем сомневаться, задумываемся о финансовой части, связях, опыте и откладываем идеи и желания где-то на полке у себя в голове. Так произошло и со мной.
В 2015 году я ездил в командировку в Минск. Там я останавливался в хостеле, владельцем которого был молодой парень. Он снял в аренду помещение, открыл там хостел и сам там работал, убирался. После этого я задал себе вопрос: «Если он это сделал, то почему я не могу?». Я решил, что если не сделаю это в тот момент, то никогда не реализую эту идею. «Хватит просто откладывать, нужно брать и делать».
Я вернулся из Минска и погрузился в поиск помещения. Я не мог думать ни о чем другом. Через неделю я арендовал помещение — большой двухэтажный дом. С этого и началась история хостела «Дом».
О сложностях становления бизнеса
У меня не было ни опыта, ни понимания ситуации. Одно дело, когда живешь в хостеле, другое — когда ты пытаешься создать свой. Когда я встретился с хозяином коттеджа, причем не в самом здании, я отдал ему задаток в размере 100 $, получил ключи, и тогда возникла мысль: «А что делать дальше?».
Одно дело, когда живешь в хостеле, другое — когда ты пытаешься создать свой
Мои родные и друзья, когда приехали на следующий день, просто покрутили пальцем у виска, узнав, что у меня нет плана. Я решил разбираться со всем по мере поступления вопросов. В первую очередь, нужно было сделать ремонт, создать уют и закупить кровати. Первоначального бюджета мне хватило, чтобы переклеить обои в одной из спален, купить три двухъярусные кровати и комплекты белья. Для того чтобы создать уют на кухне, у меня не хватило бюджета, и я написал пост в Facebook и попросил людей поделиться тем, что не жалко. И я получил отклик. Все начали скидываться с миру по нитке: кто-то дал стулья, кто-то — посуду, книги, кресло. Так я и создал первоначальный уют.
Я запускался в кратчайшие сроки, потому что нужно было платить за аренду. Второго июня было официальное открытие. Гостей не было почти всю первую неделю. И так до шестого июня, пока не появился первый гость. Я был дома, когда зазвонил телефон, и гость забронировал место. Мне пришлось на ночь глядя мчаться через весь город, чтобы заселить его.
Потом начали появляться первые иностранцы, первые «бэкпекры». Через два месяца мне пришлось уйти с работы. Невозможно было совмещать работу и бизнес. Всегда кто-то должен был находиться в хостеле, а финансов, чтобы нанять работников, не было, и поэтому первые месяцы я все делал сам.
Период адаптации оказался не таким романтичным, как я представлял
Период адаптации оказался не таким романтичным, как я представлял. Все оказалось сложнее, и пришлось столкнуться с подводными камнями и различными нюансами. Я думал, что у меня будет больше свободного времени, но на деле я закрыл себя в помещении на год. Я занимался всем: от мытья унитазов и глажки постельного белья до открытия дверей. Я не мог выйти, чтобы просто купить продукты.
Когда, работая круглосуточно 365 дней в году, не можешь прийти к стабильности, понимаешь, что такое поднимать бизнес с нуля.
Первая сложность, с которой пришлось столкнуться — договор аренды, предполагающий выплаты в долларах. Я сделал это в мае, а в августе произошла девальвация. Это был первый шок. На следующий месяц мне пришлось выплачивать сумму в два раза больше.
К тому же, хостел — это общение с людьми. Приезжает много людей, и нужно учесть интересы всех. Бывает, возникают непонимания и конфликты. Администраторы хостела должны решать эти конфликты. Бывали и драки, и ситуации с нечестными таксистами, когда приходилось уводить туристов из закрытых салонов.
О концепции
Изначально я запускал бизнес, имея в кармане 300 тысяч тенге. Я понимал изначально, что у меня нет денег, чтобы создать крутой хостел, обставленный по последнему слову техники.
Я хотел создать комфортное место в Алматы, куда люди приходят не просто, чтобы переночевать, а чтобы найти новых друзей, пообщаться с людьми из разных стран, узнать культуру и традиции.
С самого запуска хостела я организовывал мероприятия вроде Couchsurfing-вечеринки или Beshbarmak party, кинопоказов, английского клуба. Те ребята, которые приезжают в хостел — не просто мои клиенты или постояльцы. Они, в первую очередь, мои друзья.
Хостел имеет название «Дом», потому что по концепции это дом вдали от дома
Хостел имеет название «Дом», потому что по концепции это дом вдали от дома. Тут царит атмосфера, будто ты дома у близкого друга. Люди это ощущают, и им это нравится. Несмотря на отсутствие маленьких компонентов комфорта в прошлом, люди ценят теплую атмосферу. Поэтому все возвращаются. Кто-то, приезжая на пару дней, остается на больший срок, а потом с улыбкой говорит: «Шакир, что ты делаешь? Почему я не могу отсюда уехать?».
Мы открыты. К нам можно прийти на чай, на посиделки.
О гостях
90 процентов тех, кто останавливается в хостеле — иностранцы, ребята в возрасте от 20 до 30 лет. Чаще останавливаются парни, потому что парни больше путешествуют. Большинство путешественников из Франции, Голландии, Германии, Испании. За 3 года в «Доме» остановилось более 3000 путешественников из 72 стран мира.
Также к нам приезжали из Аргентины, Мексики, Колумбии, Коста-Рики, Нигерии, Бахрейна и Марокко — но путешественники из этих стран приезжают редко. Несмотря на далекое расположение страны, к нам часто приезжают из Новой Зеландии.
О том, что дал бизнес
Я не жалею о том, что ушел с работы и открыл бизнес. Несмотря на все трудности, это стоило того. Но это далось нелегко. Предпринимательство — это труд, любовь к делу, которым ты занимаешься, и много работы.
Я сильно изменился за эти три года — вырос во многих аспектах. Я стал увереннее в себе, общительным, открытым и искренним. Тот опыт, который я получил за три года — колоссальный. Он поднял меня в собственных глазах.
На днях мы делали мероприятие, где участвовали люди из самых разных сфер — те, кто ездили с нами в туры, живет в «Доме», уже приходили к нам, и они все коммуницировали между собой, и на это было приятно смотреть. Я понял, что мне удалось создать место, где люди находят друзей и получают приятные впечатления.
О планах
В марте я открыл второй хостел в районе Dostyk Plaza. И хочу создать систему, перейти на новый уровень. Я хочу выстроить бизнес так, чтобы он работал стабильно и я мог нанять работников, которые чувствовали бы себя счастливыми от того, что работают у нас.
В дальнейшем я бы хотел расширяться, выйти на рынки других городов: Астаны, Шымкента, Туркестана и Бишкека.