Этой осенью кинопроект Alternativa Film Project начал продвижение кинематографистов для поддержки новых талантов из развивающихся киноиндустрий. Миссия проекта — привлечение внимания на международной арене к авторам, чьи работы могут расширить наше представление о мире и помочь изменить его к лучшему.
В ходе беседы с номинантами из разных стран мы выяснили, чем вдохновлялись режиссеры, какое влияние на их творчество оказала родная культура и их собственные взгляды.
Ключевое событие этого сезона — кинопремия Alternativa Film Awards, церемония награждения которой состоится 2 декабря в Алматы. Цель премии — поддержать фильмы, которые раскрывают важные социальные и культурные темы, а также влияют на жизнь людей и локальных сообществ.
Мы подготовили для вас спецпроект, пообщавшись с номинантами на премию этого года. Это режиссеры из Центральной Азии и других азиатских стран. Они рассказывают нам о себе и своем творческом пути.
Шарипа Уразбаева
режиссер фильма «Тұл», Казахстан
15-летняя девочка становится молодой женщиной: первая влюбленность, привязанность к матери, отношения с одноклассниками и другие события, происходящие с тысячами подростков на окраинах.
О режиссуре
Свое режиссерское образование я получила в КазНАИ — казахстанской академии искусств имени Жургенова. Изначально я хотела стать журналисткой, но в какой-то момент увлеклась авторским кино, в особенности французским авангардом. Так появилось желание снимать самостоятельно.
О фильме
Для меня важно было рассказать именно эту историю, потому что она произошла с моей знакомой. Благодаря произошедшей с ней истории и взаимоотношениям с матерью ее восприятие мира изменилось. Это стало толчком, чтобы рассказать в своем фильме как важен подростковый период в жизни человека. Другая причина: это желание рассказать историю о взрослении с позиции молодой девушки, потому что в странах Центральной Азии много подобных историй, рассказанных с точки зрения молодых людей. Особое внимание в фильме уделяется такому явлению как «ұят». Под давлением чрезмерного стыда ребенок может замкнуться в себе — фильм отчасти и об этом.
История героини разворачивается на фоне политических событий, произошедших в нашей стране в январе прошлого года. Они по-своему оказывают влияние на развитие главной героини, но политическая сторона в фильме все же второстепенная.
Шокир Холиков
режиссер фильма «Воскресенье», Узбекистан
Пожилая пара живет в тихом поселке в Узбекистане. Спокойной жизни супругов приходит конец, когда у их сыновей появляется грандиозный план — снести старый родительский дом и построить на его месте новый.
О режиссуре
Я получил образование режиссера в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана. Режиссура для меня — возможность высказать свои мысли и тем самым дать другим людям простор для воображения, погрузить их в другие миры.
О фильме
Отношения между поколениями в таком виде, в каком они представлены в моем фильме характеры не только для Узбекистана, но и для других стран, и думаю многие зрители увидят в этой картине знакомую историю. Мировоззрения разных поколений часто не сходятся, как и наше представление о хорошем. Желая построить вокруг себя прекрасный мир, мы часто не замечаем, как разрушаем чужой — это главный посыл фильма.
Катерина Суворова
режиссер фильма Qoryqpa, Казахстан
В самом сердце Алматы в середине летнего дня происходит трагическое событие, непредсказуемым образом объединившее горожан. Молодая документалистка отправляется со своей камерой за новым движением, чтобы разобраться в том, способно ли общество реагировать на сплотившую его боль.
О режиссуре
Я всегда была творческим человеком — обучалась в художественной школе. Однажды в алматинском центре современных искусств в моих руках оказалась камера, и я открыла для себя искусство съемки. Образование режиссера я получила в Алматинской школе искусств. Также я обучалась съемкам документального кино в мастерской неигрового кино в Москве. В планах у меня начать снимать коммерческое кино: на этом пути меньше проблем с финансированием и есть возможность непрерывно осуществлять творческие идеи.
О фильме
Идея о фильме пришла ко мне из наблюдений за моим окружением: многие мои ровесники имеют активную политическую позицию, но также есть те, кто «вне политики». Как художник, я оказалась заинтересована в первой категории, и полностью погрузилась в среду своих политически активных сверстников.
Я приступила к съемкам фильма с некоторым иллюзорным восторгом, но по мере того, как я наблюдала за разговорами опрашиваемых горожан, меня посетило открытие. Оно заключается в следующем: мы хотим больших изменений, но при этом нам сложно прийти к согласию друг с другом. Без умения слышать друг друга общество не придет к достижению единой цели. Финальная версия фильма получилось глубокой и спокойной: без каких-либо громких помпезных заявлений.
Жаныл Жусупжан
режиссер фильма «Узник Вахана», Кыргызстан
Нурулхак приехал с семьей в Кыргызстан из Ваханского коридора Афганистана по приглашению правительства. Разочарованный чуждой культурой, коррупцией и постоянным контролем, он решает вернуться в Вахан.
О режиссуре
Мое обучение режиссуре — длительный процесс, который проходил в разных странах: Франция, Италия и Грузия. Быть режиссером — для меня нечто естественное, будто желание солдата стать генералом. Моя цель, как режиссера, освещать проблемы Центрально-азиатских стран: в данный момент я занята съемками фильма о событиях 2016 года, а в будущем планирую снять документальный фильм об Аральском море.
О фильме
Мой интерес к жителям Афганистана возник из-за того, что долгое время они оставались тайной. В период Советской власти их клеймили врагами народа и узнать что-либо было не так просто. Предварительно мною было изучено много информации, и я поняла что афганцы населяют не только Афганистан, но также и Таджикистан из-за раздела территорий между Британией, Китаем и Россией. Границы между Афганистаном и другими странами Центральной Азии были закрытыми и многие семьи оказались разлучены. Немало детей, ставших сиротами из-за раздела Афганистана осталось в Кыргызстане, с некоторыми я побеседовала перед съемками фильма.
Султан Усувалиев и Нуржамал Карамолдоева
режиссеры фильма «Кто следующий?», Кыргызстан
Первый документальный фильм в жанре тру-крайм из Центральной Азии рассказывает о трагедии Айзады Канатбековой — «похищении невесты» с трагическим исходом в апреле 2021 года.
О режиссуре
Султан. По образованию я киновед, кандидат искусствоведения. Я окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИК, затем аспирантуру.
В декабре 2020 года я был приглашен в жюри «Умут» (Форум молодого кино стран СНГ «ҮМҮТ»), где познакомился с режиссером Нуржамал Карамолдоевой. Позднее я предложил ей снять фильм про «ала качуу» («похищение невест»). А через полторы недели после нашего разговора произошла трагедия: 5 апреля 2021 года похитили Айзаду Канатбекову. В 07:18 утра ее схватили и затолкали в машину — так у нас происходит «похищение с целью принуждения к браку», все закончилось трагически для обоих. Нуржамал сразу мне позвонила и сказала, что мы будем снимать.
Нуржамал. Я обучалась в мастерской Марата Сарулу в Кыргызской школе кино при Институте искусств. Стать режиссером меня вдохновила потребность рассказывать истории, которые меня волнуют. Я хочу, чтобы мои фильмы побуждали людей становится лучшим человеком.
О фильме
Султан. Вдохновением для меня послужили две вещи. Первая — рассказ жены нашего родственника в селе, когда я был школьником, о том, как ее похитили еще в советское время. Она прожила с ним всю жизнь, у нее четверо сыновей. На меня это произвело огромное впечатление. Добавим сюда рассказы бабушки о родственницах, которых похищали. Одна из них, совсем девочка, каким-то образом добралась до телефона и позвонила матери. Мать ответила: «Ну, что ты беспокоишься, может, люди хорошие, оставайся, оглядись по сторонам, подумай». Девочка выпила уксус.
Вторая — вопросы, которые не хотели уходить. Почему это происходит? Несмотря на законы, дискуссии и осуждение.
Поэтому, конечно, об этом важно говорить. Важно это проговаривать. На всех уровнях. Недавно думал о том, что я действительно рад, что мы рассказали историю Айзады Канатбековой. Пройдут годы, но ее история останется, что называется, «на пленке».
Нуржамал. Тема «ала качуу» касается меня напрямую, и как женщина-режиссер я считаю важным рассказать об этом феномене без прикрас и романтизации. Моя цель — искоренение «ала качуу» как практики. С целью распространения информации о данной проблеме, я приложила все усилия, чтобы создать резонанс.
Раджан Катхет и Сунир Пандей
режиссеры фильма «Зимних каникул не будет», Непал
Ратима и Калима когда-то были замужем за одним и тем же человеком. Теперь они должны позабыть о прошлом и заботиться друг о друге, сохраняя опустевшую, занесенную снегом деревню.
О режиссуре
Раджан. Я родился и вырос в Непале. Снимаю художественное и документальное кино. Получил кинообразование в Европе, учился по программе European Masters DocNomads. Я поддерживаю кинообразование в родном Непале и участвую в развитии локальных киношкол, организую мастер-классы по режиссуре, потому что верю, что это поможет нам сформировать следующее поколение непальских кинематографистов.
Сунир. Я родился и вырос в Катманду. Я не заканчивал киношколу, но изучал медиа в университете, после чего работал журналистом, переводчиком, редактором для локальных и международных медиа и гуманитарных организаций. Недавно я организовал Doc Talk — образовательный двухдневный кинофестиваль полнометражных и коротких документальных фильмов из Непала.
Наш фильм «Зимних каникул не будет» для нас обоих — полнометражный документальный дебют.
О фильме
На протяжении многих веков мир всегда сталкивался и сталкивается с конфликтами, войнами, миграцией, бедностью и даже пандемией. Несмотря на это, человек, будучи в эпицентре этих проблем, всегда старается улучшить свою жизнь и находится в поиске лучших возможностей. Молодые люди мигрируют в большие города, а пожилое поколение остается на своих исконных землях. Это продолжающийся и глобальный феномен. Даже если наши героини, «зимние хранительницы», могут многим показаться экзотичными, это пример того, как повсеместно в мире разделяются семьи из-за жизненных потребностей. Стареющие члены сообществ обречены на то то, чтобы проводить свои последние дни в одиночестве, в удручающих бытовых условиях, в таких же стареющих домах. Заветные идеалы семьи и сообщества постепенно разрушаются, потому что люди рассеиваются.
Хаобам Пабан Кумар
режиссер фильма «Сын Иосифа», Индия
Музыкант Иосиф с неохотой отправляется в дальнее путешествие, чтобы найти своего пропавшего сына. В пути его страх становится все сильнее — страх, порожденный постоянными конфликтами в прошлом и настоящем, на который наслаивается личный страх.
О режиссуре
Меня зовут Пабан, я родом из северо-восточного штата Манипур в Индии, который граничит с Мьянмой. Та часть Индии, откуда я родом, населена преимущественно людьми, принадлежащими к монголоидной расе, из-за чего мы постоянно сталкивались с расовой дискриминацией. Я изучал кинорежиссуру в Калькутте, в институте кино и телевидения имени Сатьяджита Рая (крупнейшей индийский кинорежиссер и первый индийский лауреат премии «Оскар»). Когда я был подростком и регулярно ездил на «большую землю» получать высшее образование, люди думали, что я приехал из Китая или Непала, и никогда не принимали меня за индийца. На последнем курсе университета я решил стать режиссером — я хотел рассказывать истории о нашем сообществе, потому что людям проще смотреть кино, чем читать книгу. Как только я окончил учебу, то сразу же вернулся в свой родной штат и стал снимать там фильмы.
О фильме
Сегодня в моем родном штате Манипур мы наблюдаем сильные беспорядки между разными этническими группами — они борются за свою идентичность, за сохранение своей земли и лесов. Для меня важно, что мой фильм рассказывает о современной жизни и отражает ее. Тема этнических разногласий — это то, что беспокоит меня уже долгое время. Совсем недавно (уже после того, как я закончил свой фильм) произошло жесткое столкновение между двумя сообществами в Манипуре. Оно началось 3 мая 2023 года и продолжается до сих пор, уже множество жертв. На протяжении многих лет мы переживаем такие случаи жестокости. Более того, я даже дал название своему фильму на английском языке, чтобы никто из сообществ не почувствовал себя обиженным. Сын Иосифа может быть чьим угодно сыном из 35 общин, населяющих Манипур.
Фильмы, которые вошли в список номинированных на премию заставляют задуматься, поднимают социальные проблемы и помогают зрителям по-другому посмотреть на реальность. Alternativa Film Awards стремится найти новые смелые голоса в кино и помочь им прозвучать еще громче.
Во второй части спецпроекта мы продолжим рассказывать о кино, которое меняет нашу жизнь.