О ЖИЗНИ
Я живу в Нюрнберге с 2004 года. Я оказался тут, потому что у моих родителей есть немецкие корни и, конечно же, по экономическим причинам. На тот момент мне было 20 лет, я окончил школу, получил политехническое образование и работал при строительстве международного аэропорта в Астане. У меня не было архитектурного образования, и я работал как помощник, чертил трехмерные модели.
В 20 лет, когда у тебя много энергии, потенциала, миллиард знакомых по всему городу, тяжело переезжать в другую страну, где у тебя нет друзей, ты не знаешь языка и традиций. Но когда я переехал, у меня было четкое представление, чего я хочу. Я решил получить второе образование — архитектурное. Однако чтобы получить высшее образование, нужно было окончить немецкую школу. В Германии 12-13-летнее образование, в зависимости от того, куда ты хочешь поступать. Для университета необходимо 13 классов школы или гимназия.
После приезда, год я изучал язык, который был у меня только на бытовом уровне. И вот в 21 год я снова отправился в школу. Здесь я впервые почувствовал разницу между образованием в Казахстане и Германии. Общение между учеником и учителем проходит на более тесном, дружеском уровне. Например, когда я учился в Казахстане, если в классе один ученик не дотягивал по какому-то предмету, учитель просто закрывал глаза и рисовал ему три с минусом. Здесь, преподаватель будет до последнего пытаться донести материал.
Мне кажется, что этика зависит от языка. Язык формирует общество. Немецкий язык очень точен. Во время учебы в университете, мне нужно было излагать свои идеи и проводить анализ работ различных архитекторов в письменной форме. Когда я начинал это дело на русском языке, у меня получались огромные предложения, которые было тяжело понять с первого раза. И, наоборот, в немецком, такой большой объем информации можно уложить компактно. Я заметил это даже когда только пришел в школу. Математика, химия, физика для меня были намного понятнее на немецком, чем когда-то на русском.
После окончания школы, я прошел все отборочные экзамены на профессиональную пригодность и поступил в университет. Во время учебы мне также доводилось работать по профессии. Я имел возможность видеть работы некоторых своих знакомых в Казахстане и могу сказать, что работы магистров в Германии и на Родине, сильно отличаются. Здесь архитектура более продуманная, масштабная. Архитекторы в Германии не стоят на месте, а всегда пытаются улучшить свои знания. Не могу сказать, что после окончания университета я стал специалистом. Все люди, с которыми я работаю, каждый день изучают что-то новое. Не зря архитекторы становятся великими только в 60-65 лет.
Когда я жил в Астане, активно занимался музыкой. Если сравнивать эту часть жизни, мне кажется в Казахстане намного интереснее. Там группы были более самобытными, андерграудными. А здесь мне скучно. Потому что тут мало интересного материала от начинающих групп.
Сейчас я работаю в хорошем архитектурном бюро. В основном занимаюсь созданием проектов на ранних стадиях, когда нужно создать идею и когда ее нужно хорошо продать. Еще работая в Астане с японскими архитекторами, я научился работать точно, быстро и много.
О ГОРОДЕ
Нюрнберг — довольно старый город, который, к сожалению, получил известность в мире тем, что здесь проходил Нюрнбергский процесс. Также во всем мире знают о Нюрнбергской рождественской ярмарке. Когда здесь выпадает снег, город становится сказочным. Особенно когда ты выезжаешь в какую-нибудь немецкую деревеньку, с узкими улочками, с крышами домов, покрытыми снегом — это нечто волшебное. На это время в Нюрнберг приезжает много туристов, чтобы в холодный зимний вечер попить глинтвейна и поесть калача.
О ЕДЕ
Немецкая традиционная кухня простая. Это кухня, в которой нет помпезности, вычурности, кухня для крестьян, рабочих. Немцы не привередливы в пище, самое главное, чтобы это было сытно. Я бы охарактеризовал эту пищу, как «лишь бы набить живот и работать дальше».
Мне нравятся мюнхенские белые колбаски, несмотря на то, что я живу в Нюрнберге и здесь есть свои нюрнбергские колбаски. Каждый пытается выделиться, как может, добавить что-то новое и получить свои собственные сосиски.
В фирме, в которой я работал во время учебы, была традиция: один раз в месяц, в пятницу, они работают до обеда. В обед все собирались в конференц-зале, где лежат приготовленные белые мюнхенские сосиски, калачи, пиво. Все рассаживаются, едят, пьют и общаются. Круто, что работники имеют такую возможность.
О ЛЮДЯХ
Я думаю, во всем мире есть только две нации, которые любят перерабатывать — это японцы и немцы. Живя здесь, меня не напрягает иногда остаться дольше, доделать что-то и со спокойной совестью идти домой. Если сравнивать с итальянцами, то это большой контраст. Они любят отдыхать, даже когда нужно работать.
Когда я учился в школе, один хороший педагог по немецкому и английскому языку предложил свою помощь и в свое не рабочее время помогал мне с немецким. Помимо этого он был преподавателем музыки. И так как я занимался музыкой, он помог мне со студией звукозаписи. Он предоставил студию с дорогим оборудованием. Мне просто давали ключи, чтобы я мог заниматься своим хобби. Никто не стоял у меня над душой, и мне было не понятно, как можно незнакомому человеку предложить свое безвозмездное участие и доверие. Я благодарен ему за предоставленные возможности.
Одни из плюсов немцев — ответственность, добросовестная работа. А из минусов — скупость в эмоциях, закрытость. При встрече с друзьями в Казахстане, мы всегда делимся эмоциями, душа нараспашку. А здесь они ведут себя более сдержанно. На работе никто не лезет тебе в душу, нет навязчивости. Хотя иногда, когда немец входит в кураж, он и на столе станцует. Такое было на праздновании Нового года, когда мы собирались фирмой в ресторане. Но это все было по-доброму, не было ощущения того, что сейчас кто-то перейдет границы разумного. Это был немецкий правильный организованный беспредел. Еще один из плюсов немецкого общества — они умеют пить в меру.
Немцы толерантны ко всем религиям и не будут показывать пальцем на человека в хиджабе или в индусском наряде. В католических семьях ярко выражены религиозные традиции. И, несмотря на то, что по телевизору говорят, что Запад загнивает — это неправда. Пока люди ценят свои традиции и чтут корни, общество будет жить. Если говорить о Баварии, где я живу, традиции здесь очень сильны. На Праздник Весны и Праздник Осени люди любят одеваться в старые немецкие костюмы: кожаные шорты и клетчатые рубашки, расшитые юбки и глубокое декольте.
Многие люди недооценивают то, что их окружает. Здесь очень красивая и разная природа. У людей есть возможность поехать в Баварские Альпы, час езды и ты уже там, но я не помню, чтобы кто-то из моих знакомых за все 12 лет просто выезжал из города. Когда я жил в Астане, мне казалось, что это очень круто. Наверно, это как для алматинцев их горы становятся обыденностью.
Когда я бываю в Казахстане, мне легче найти общий язык с местными, чем с коренными немцами в Германии. Для меня это до сих пор загадка, почему я с ними нахожусь на разных волнах.
Своими впечатлениями от жизни в Германии поделился Александр Новосад.
Фото из личного архива Арександра Новосад.