Санжар Бокаев, 37 лет, город — Алматы, генеральный директор ТОО «МастерГрад» и Art Romance, facebook
Режим работы
Мы приступили к работе 27 апреля. До этого дня деятельность нашей организации была под запретом. На днях получили разрешение на возобновление производственной деятельности.
Сейчас первостепенная задача для многих предприятий — вернуться в прежний ритм работы. Но такая постановка задачи меня уже не устраивает. Нужно задать новый ритм организации, воспользовавшись накопленной энергией сотрудников, отдохнувших и истосковавшихся по работе.
О сотрудниках
Все 120 сотрудников были отправлены в отпуск без содержания — иного выхода не было. Но команда чувствует себя хорошо.
На период карантина мы создали две рабочие группы в WhatsApp. При участии конструкторов, дизайнеров и производственников дистанционно разработали совершенно новый продукт. Каждый сотрудник самостоятельно фиксировал затраченное на работу время.
Также было организовано несколько обучающих онлайн-вебинаров. Для поддержания корпоративного духа внутри коллектива я зашел во все профессиональные группы в WhatsApp: конструкторы, замерщики, продажники, цеховые. Почти каждый день скидывал электронные книги и ссылки на полезные материалы по профилю деятельности группы. Так мы поддерживали профессиональную дискуссию и саморазвитие. Данный опыт оказался полезным для меня. Удалось узнать много интересного о сотрудниках.
Про деньги
Мы несем убытки по содержанию пяти тысяч квадратных метров производственных площадей. Нас заставляют частично платить за коммерческие площади в торговых центрах, где мы представлены. У нас просрочены обязательства по ряду крупных заказов. Кроме того, поставщики подняли цены на все виды ламинированных материалов и комплектующие. Это означает, что по тем контрактам, которые мы подписали до карантина, понесем серьезные убытки, поскольку их себестоимость будет значительно выше.
О партнерах и клиентах
Рекламу приостановили. Наша компания производит мебель, ее невозможно выбрать на расстоянии, особенно если речь идет о кухнях. Поэтому платить по 30 000-40 000 тенге в день на продвижение не имеет смысла.
Еще одна сложность в том, что много клиентов, которые планировали заказать у нас кухню, сейчас вынуждены отказаться от этого из-за отсутствия денег. Мы понимаем, что большинство граждан оказались в отпуске без содержания, потеряли основной доход. Поэтому перед нами стоит задача создать более доступный продукт — конкуренция как за старых, так и за новых клиентов будет жесткой.
Что увидели
В феврале мы провели жесткую оптимизацию и сократили производственные площади на 1300 квадратных метров. Только благодаря данному решению экономия в год составит порядка 18 миллионов тенге. Также начали внедрять кайдзен. Все это следовало сделать намного раньше.
Будь мы информированы о такой ситуации в прошлом году, первым делом пересмотрели бы бизнес-модель, обновилипроизводственную линейку, закупили больше материалов по складской программе.
Что дальше
Каждый эффективный менеджер знает, что выход из кризиса возможен только при устранении причин его появления. Пандемия и карантин показали системные проблемы, продемонстрировали, над чем следует работать. Потому каждый должен провести тщательный и всесторонний анализ.
Мы, к примеру, пришли к выводу, что нужно менять бизнес-стратегию. Экономика ухудшается, покупательская способность населения падает. Нужно в срочном порядке переориентировать производство, создать новый продукт. Над этим наша команда поработала дистанционно, и уже на следующей неделе мы приступим к изготовлению первых экземпляров.