Нурлан Алимходжаев, 33 года, родной город — Джамбул, визажист
О выборе профессии
Меня с детства тянуло в эту отрасль, сначала я думал, что стану парикмахером. Я слышал, что есть гримеры в театрах, но о визажистах в салоне еще не знал. Мама выписала мне «стоп» на идею стать парикмахером, потому что сама ходила в салоны и видела, как женщины общаются с мастерами. Она не хотела, чтобы к ее сыну так относились. В мое время, когда я начинал, мастер действительно был приравнен к прислуге, и некоторые клиенты так и думали. Сейчас благодаря людям, которые добились успеха в этой индустрии, популяризировали ее, отношение к профессии изменилось. Это становится трендом, а два года назад был «бум» новых визажистов. Но сейчас все немного идет на спад, люди поняли, что это не так просто, не каждый готов стать хорошим мастером.
Однажды знакомый предложил мне переехать в Астану, посмотреть и попробовать свои силы в визаже. Я никогда не подозревал, что у меня есть к этому способности. Я хорошо рисовал, любил это дело, и с этого все началось. Я долго чувствовал себя самозванцем, человеком, который занимает чужое место. Для меня это было временным увлечением. Это сейчас во время социальных сетей мастер может быстро получить успех и популярность. Моему поколению мастеров, чтобы назвать себя профессионалом, понадобилось пять лет. После этого времени я начал понимать, что у меня есть свой почерк, и я это могу.
Я мальчик из небольшого городка, приехал в столицу и начал работать со звездами, интересными людьми. Я беседовал с ними, и каждый раз они были как мои бизнес-коучеры, которые меня развивали сами того не понимая. Мне было интересно их узнавать, как они пришли к этому, какие нужны навыки, как они размышляют. Самый большой рост мне дала Динара Сатжан. Она пользовалась моими услугами, мы виделись практически каждый день, и во время общения я заряжался ее наставлениями, это дало мне большой импульс и толчок.
Об отношении родителей
Первый год я скрывал от мамы место работы.
Первый год я скрывал от мамы место работы, сказал, что работаю продавцом-консультантом во Французском доме. Я боялся ей в этом признаться. Но в 2005 году прошел конкурс от акимата среди салонов красоты, и наш салон взял первое место по прическам и макияжу. И я со сцены во время награждения позвонил маме и рассказал, что мы стали победителями. Мама приняла это на удивление спокойно, увидела, что у меня это получается, раз спустя год был такой высокий результат. Она не стала меня отговаривать и мешать развиваться в любимом деле.
О стереотипах
Когда я начинал, понятия визажист как такового не было. Я приходил на работу и уходил без денег. Это не была популярная услуга, многие не понимали, зачем это нужно. Если в Алматы это развивалось, то в Астане была совсем драма. Я подходил к девушке, которой делали укладку, и предлагал сделать макияж, а она терялась и говорила, что сама прекрасно умеет краситься. Сейчас это воспринимается как должное: если ты идешь на мероприятие, то нужно сходить в салон и доверить это дело профессионалам. Мало того, что я визажист, так еще и парень. Люди стали понимать — у мужчин другой взгляд на женщину, мы видим по-другому. Но хорошие мастера есть как среди женщин, так и среди мужчин.
Моя профессия дала мне многое в жизни, хотя это считается закулисной работой.
Во время начала моей карьеры у нас в городе был парень — мастер по маникюру. Тогда это даже для меня был нонсенс. А сейчас это стало нормальным, общество растет и меняется. И женщины могут работать на мужских профессиях, ничего страшного в этом нет, все равны.
Моя профессия дала мне многое в жизни, хотя это считается закулисной работой. Я никогда не предполагал, что стану узнаваемым человеком, у меня будет аудитория, я не хотел этого. И мне кажется, успех приходит к тем людям, которые меньше всего этого хотят и просто выполняют свою работу качественно.
Об отношении в обществе
Родители, полагаясь на свой жизненный опыт, ошибки, всегда хотят дать детям лучшее и подсказать. Но я считаю, что в современном мире ребенок имеет право на свое мнение. И ему необходимо дать возможность попробовать себя. Если его тянет стать кем-то, то пусть выбирает эту профессию, потому что хороших специалистов в стране мало. Все отправляют детей на юридический факультет и международные отношения. Каждый родитель видит своего ребенка начальником. В Европе же любая техническая специальность, сфера услуг тоже высокооплачиваемы, и люди могут хорошо зарабатывать на жизнь даже на простой работе. Нашему обществу надо задуматься о том, что не нужно гнаться за деньгами, а нужно предоставлять выбор, и важно осваивать любую маленькую специальность. Тогда у нас будут хорошие специалисты, и если каждый из нас будет стараться, то в любой сфере сможет прийти к успеху.
Своей историей и фотографиями поделился Нурлан Алимходжаев.
Наргиз Батыршаева, родной город — Астана, SMM-специалист
О выборе профессии
Я занимаюсь SMM с 2015 года, тогда я начинала вести страницу в социальной сети «Давай сходим, Астана». Мне понравилась эта работа, и я стала углубляться в тему. С прошлого года стала активно вести свою страницу по обучению SMM. Мое образование было связано с этой профессией, я обучалась в Великобритании по специальности «медиакоммуникации». У меня был опыт работы в сфере медиа, PR, сфере коммуникаций и работы с людьми. Практические навыки для новой профессии я решила получить у российских специалистов, в университетах этому пока не обучают.
Об отношении родителей
Я уходила из «КазМунайГаза» в SMM, и мои родные меня не понимали — ни родители, ни супруг. Они говорили, что я никогда не выйду на тот уровень зарплаты, как там, по статусу стану уже другой. А мои друзья-предприниматели говорили, что работать на себя не так легко, как я думаю. Но со временем, когда они стали видеть, что работа у меня получается и приносит мне доход не меньше, чем был на прежнем месте, то стали воспринимать мой выбор лучше.
Я уходила из «КазМунайГаза» в SMM, и мои родные меня не понимали — ни родители, ни супруг.
Когда я начинала, мне казалось, что я пишу то, что будет интересно всем. Но я не всегда находила отклик от аудитории, потому что делала акцент на том, как мыслю сама. Тогда это было для меня полезным открытием, потому что я стала лучше понимать работу.
О стереотипах
Трудность возникает в том, чтобы объяснить людям, за что они должны мне платить, и как измерить успех в SMM. Если вы дизайнер или врач, то у вас есть метрики успеха, по которым можно измерить, правильно ли вы работаете. В SMM таких метрик пока мало, и многие не знают, от чего отталкиваться. С клиентом нужно определить цель продвижения, но многие путают SMM с пиаром, маркетингом и копирайтингом, хотят все сразу. Сложить мнение в голове клиента о том, что такое SMM, было самым сложным.
Когда я разговариваю с людьми, которые далеки от этой сферы, они воспринимают это так: «Вы получаете деньги за то, что сидите в Instagram».
При разговоре с таксистами, которые начинают спрашивать о том, где вы работаете, я иногда говорила, что просто секретарь, потому что так было легче объяснить. Сейчас уже у многих есть понимание, что такое SMM. Люди стали понимать, что он нужен не только коммерческим организациям, но и государственным структурам, социальным проектам. Но когда я разговариваю с теми людьми, которые далеки от этой сферы, они воспринимают это так: «Вы получаете деньги за то, что сидите в Instagram».
Об отношении в обществе
В текущем году ситуация меняется, все понимают необходимость того, что нужно присутствовать в социальных сетях. За последние пару месяцев ко мне обращались несколько человек, которые обучаются в университетах и пишут дипломную работу, связанную с темой SMM. Если это уже выходит на научный уровень, находит одобрение, то в скором времени людям не надо будет объяснять, что это за профессия.
90 % людей, которые ко мне приходят, обращаются для того, чтобы привлекать через социальные сети потенциальных клиентов. SMM помогает информировать о товарах, идеях, услугах. Выстраивает имидж, работает с репутацией, особенно это касается больших компаний и брендов. Мы делаем мониторинг спроса настроения клиентов и аудитории. Специалисты в Англии больше склоняются к тому, что SMM — это взаимодействие с людьми. Но на нашей территории это больше коммерческий инструмент для того, чтобы привлекать новых людей.
Моя профессия дает мне возможность постоянно учиться и расширять кругозор. Я никогда не общалась со стольким количеством людей. И когда клиенты разные, то они все из разных сфер деятельности. По долгу профессии мне во все эти сферы нужно углубляться, чтобы построить стратегию и чему-то обучить, нужно понимать, чем они занимаются. По ходу взаимодействия с клиентами я открываю для себя что-то новое и расту.
Алмаз Оспанов, 24 года, родной город — Караганда, бариста
О выборе профессии
Я начал работать бариста летом 2014 года. Попал на эту работу случайно: я был поваром, а моей подруге нужна была замена. Я помог ей, и, начиная с этого момента, стал варить кофе. Перед тем как вступить в свои обязанности, в течение нескольких дней меня обучали. Специальных навыков до этого у меня не было. Я не думал о кофе, не пил его и не знал, что есть такой огромный мир, что «3 в 1» — это совсем не тот кофе. Во время моего обучения я обращал внимание на моего тренера, который всегда досконально взвешивал, делал работу точно. И это меня привлекло, потому что когда видишь, что люди относятся к профессии с таким трепетом, это подкупает.
Об отношении родителей
Родные не думали, что я надолго задержусь в этой сфере.
Родные особо не думали, что я надолго задержусь в этой сфере. Они видели, что работает парень и работает, и не думали, что это станет моей профессией, и в будущем я стану одним из лучших бариста в Казахстане. В один день компания отправила меня работать на замену в Алматы, я им подходил, и им было проще отправить меня, чем искать нового человека. И тогда родители поняли, что я достаточно хорош в своем деле, что на этом можно зарабатывать, и мне нравится моя профессия.
О стереотипах
Недавно я набирал людей в одно заведение, и мама одного стажера звонила мне и говорила о том, что бариста — это шаг в будущее, огромный шаг во взрослую жизнь. Но это один такой случай, потому что по большей части люди думают, что это разовая профессия — поработать летом и уйти. Но бариста достаточно глубокая и многогранная профессия. Это не значит, что вы всегда будете стоять за баром и варить кофе. У нас есть много возможностей путешествовать, хорошие зарплаты, это действительно профессия будущего. Если ты будешь стараться, то в дальнейшем тебя ждет работа шефа по бару, где уже больше ответственности. Помимо этого есть ветви, в которых можно развиваться.
У нас есть много возможностей путешествовать, хорошие зарплаты, это действительно профессия будущего.
Работа бариста не заключается в том, чтобы готовить одинаковый кофе каждый день. Есть и другие пути развития: есть люди, которые любят рисовать на кофе, есть те, которые могут развиваться в режиме кофе-алкоголь, есть работа обжарщика кофе, можно стать менеджером в компании по продажам кофе, если ты хорошо разбираешься в этом. У нас большое количество чемпионатов, и всегда есть куда стремиться. У нас также есть показательное сообщество, много открытых людей, которые готовы делиться информацией. В нашей компании даже есть человек, который ездит по странам, где растет кофе, и выбирает определенные виды. Такие профессии требуют более высокой квалификации.
Об отношении в обществе
Самая главная сложность в работе бариста — это непонимание у людей того, что вы делаете. У нас в стране нет культуры потребления кофе. Мы молодая страна, и вся культура общепита только начинает развиваться. Часто мы сталкиваемся с твердолобостью не только гостей, но есть проблемы и с работодателями. Не все люди, открывающие заведения, хорошо знают продукт, в котором работают.
Немногие знают, что профессия бариста отличается от бармена и официанта тем, что мы целенаправленно занимаемся кофе. Официанты и бармены — это больше вопросы сервиса, а бариста должен совмещать в себе не только вопросы сервиса. Гости, заходя в заведение, видят именно нас. Бариста должен быть человеком, который умеет разговаривать с людьми, знает продукт и будет привлекательным в плане того, что на него комфортно и интересно смотреть.
Чем больше начинающий бариста будет знать о профессии, тем больше она будет нравиться. Надо быть любопытным и допытываться до каждой мелочи. Для начала родители должны понимать, что ребенок будет приносить домой хорошие деньги. Человека, который любит свое дело, и труд которого хорошо оплачивается, уже никто не сможет отговорить.
За время работы бариста я много путешествовал по другим странам и по Казахстану. Все поездки были связаны с профессией. Здесь же на работе я нашел себе невесту, для меня в профессии только плюсы.