Баглан Айдашов, 32 года, родной город — Алматы, сооснователь дизайн-бюро IGRAPHIC, генеральный директор Black&White Group
Я женат уже год. В нашей семье мы с супругой зарабатываем вместе.
Я не против того, что она работает, наоборот, я за то, чтобы женщина работала. Мне кажется, так она более спокойна, у нее есть возможность развиваться, общаться с людьми и чувствовать себя полезной обществу, компании. Если она будет просто сидеть дома, у нее будет складываться ощущение, что она никому не нужна. От этого бывают разлады в семье. В моей среде общения я не замечал такой проблемы. Но знаю примеры семей из сельской местности, где мужчины считают, что работа супруги — это работа по дому.
Мужчинам нужно доверять своим женам и показывать, на что они тратят деньги, и также женщины должны доверять мужчине. Так не будет конфликтов в семье. Еще важно, чтобы у мужа и жены были собственные свободные средства, которые они могут потратить только на себя.
Еще важно, чтобы у мужа и жены были собственные свободные средства
В планировании совместного семейного бюджета ничего сложного нет. Мы составляем список необходимых затрат, которые могут возникнуть в течение месяца, куда входят коммунальные платежи, продукты и другие постоянные платы. Обычно получается так, что я покрываю все со своей зарплаты, а супруга тратит свою зарплату по своему усмотрению. Ее зарплата — это ее зарплата, а моя зарплата — наша общая.
Самое главное для молодых семей — повышать финансовую грамотность, всегда планировать свои доходы и расходы. Важно иметь альтернативный источник доходов. По возможности не брать кредиты либо взвешенно подходить к этому вопросу, чтобы он не превышал четверти от получаемого личного дохода. Кредитный долг психологически сильно давит на семью. Чем большие молодые люди начинают зарабатывать, тем больше они начинают тратить. Молодые семьи об это часто обжигаются. Лучше жить по мере своих сил, работать с умом и все остальное придет.
Рустем Кабдуллин, 24 года, родной город — Астана, проект-менеджер в ТОО United Energy Qazaqstan
К планированию бюджета я отношусь просто. Я разделяю траты на три категории: обязательные, планируемые и непредвиденные. Тщательно веду учет и каждый день отмечаю в заметках свои расходы. Не терять голову помогает образ жизни — минимализм, отказ от бессмысленного потребления и осознанность во всем.
С моей девушкой Айгерой мы встречаемся чуть больше двух лет. Пока мы живем раздельно, каждый из нас сам формирует бюджет. Я думаю, в дальнейшем мы будем придерживаться тех же принципов в планировании семейного бюджета. В плане расходов мы можем друг за друга платить в кино или кафе, скидываться, приезжать с угощениями на работу на обед.
Если отбросить все социальные роли, то совместно вести бюджет — это выгодно. Комфортная жизнь требует средств, а два — это больше, чем один. Другой вопрос, есть ли в этом необходимость. Если у вас здоровые отношения, вас устраивают ваши роли и вам хватает средств — в этом нет ничего плохого. Но и создавать бюджет вместе — нормально.
Если отбросить все социальные роли, то совместно вести бюджет — это выгодно
Что ненормально, так это запрещать работать и зарабатывать, если человек этого хочет. Занятость ведет к развитию, а финансовая независимость к свободе. Например, Айгера занимается любимым делом и неплохо на этом зарабатывает. Она мечтает, планирует, ставит цели и старается их достичь, так же, как и я. И мы не должны запрещать друг другу идти к целям.
Я не могу сказать, насколько распространена эта проблема. Но думаю, что изначально это неправильно. Заставляя людей играть в выделенные им роли, мы усложняем сразу две жизни.
Думан Кожахметов, 34 года, родной город — Петропавловск, председатель правления АО «Казконтент»
Мы с супругой женаты девять лет и воспитываем двух сыновей. Мы формируем семейный бюджет общими усилиями. Крупные расходы планируем совместно, и конфликтов на почве денег у нас никогда не возникало. Я считаю, это заслуга супруги.
В каждой семьей все индивидуально. Если брак здоровый, построен на консенсусе, то будет и совместный бюджет, и выбор — как работать, зарабатывать. В случае нашей семьи жесткую математику мы не ведем.
Если брак здоровый, построен на консенсусе, то будет и совместный бюджет, и выбор — как работать, зарабатывать
Моя супруга Сауле — эксперт по правам человека и правовым реформам. Она востребованный специалист и всегда хорошо зарабатывала. Текущие затраты она закрывает сама. Честно, я даже не знаю, как и сколько платить за КСК, квартплату. Семья эгоизма не терпит, поэтому лучше слушать, что говорит женщина.
Я феминист. Равноправие — это возможность выбора профессии, занятости и заработка. По моему убеждению, зарабатывать нужно путем консенсуса и только законным путем. Если бы супруга изъявила желание сидеть дома и не приносить трудовой доход, я бы поддержал ее. Но поскольку она востребованный специалист, то, даже находясь в отпуске по уходу за ребенком, она умудрялась зарабатывать неплохие деньги. Деньги — это хорошо, и пусть их будет достаточно.
Стереотипы есть всегда. Я даже к таким проявлениям отношусь с пониманием. Каждый волен выбирать свой подход. Проблема есть, но в городской жизни, особенно в Астане, это не работает. В Астане нужно работать, благо возможностей для этого миллион. Главное, желание.