МЫ поговорили с первым человеком из Казахстана, попавшим в Книгу рекордов Гиннеса, и узнали, каково это, пробежать крупнейшие пустыни мира.
МАРАТ ЖЫЛАНБАЕВ, 52 года
семикратный рекордсмен Книги рекордов Гиннеса
О НАЧАЛЕ ПУТИ
Я начал заниматься различными видами спорта с четвертого класса: бокс, борьба, парусный спорт, спортивное ориентирование. По последнему в свое время я стал чемпионом среди юниоров. Потом тренер сказал, что мне нужно бегать, и меня отправили в марафонскую группу, которая тогда открылась в Караганде. Мне было скучно и трудно много бегать, ведь я был молодой. Я думал уйти, но однажды перед тренировкой тренер сказал мне: «Марат, ты следующий слабак, который не выдержит». Я решил назло остаться.
Переехав в Экибастуз, я объединил всех бегущих и в 1986 году открыл Клуб любителей бега. Мы начали проводить соревнования. Они входили в десятку сильнейших в СССР, в Казахстане они были лучшие. В эти соревнования входили три группы: оздоровительная, спортивная и для похудения. Призы были хорошие: за первое место давали «Жигули», за второе — мотоцикл «Урал», и за третье — музыкальный центр «Веко». К нам даже приезжали спортивные журналисты из Москвы, освещали наши соревнования. В то время нашим спонсором был «Адидас», поэтому нам завидовало даже Министерство спорта, так как к нам, в маленький, не областной городок приезжали сильнейшие марафонцы из всего СССР.
О ЛИЧНОЙ МЕТОДИКЕ
В то время было мало методик по подготовке марафонца, и они меня не устраивали, поэтому я решил разработать свою. Я решил, что смогу подготовить спортсмена к марафону за год, а потом мы будем забирать все призы. Тренировочный процесс был чрезвычайно сложным, никто не захотел испытывать мою методику на себе, а мне было жалко свои разработки, и я их опубликовал в журнале «Бег и мы», первый выпуск которого я материально поддержал. Он до сих пор издается в Москве. Также я публиковался в «Советском спорте». Члены сборной СССР говорили, что мою методику невозможно использовать, так как человек не может выдержать таких нагрузок, он сломается и физически, и психологически. Тогда я решил испытать методику на себе.
Я работал художником, хорошо зарабатывал, в советское время умудрялся продавать картины за границей: во Франции, в Америке, Австралии, и даже Африке. Поэтому я решил забросить художество и с 1990 года начал готовиться. Согласно своей методике, за год я должен был пройти 7—10-летнюю подготовку. Цель заключалась в том, чтобы к концу года в день я пробегал два марафона. Марафон — это 42 километра. И у меня это получилось.
О ПОДГОТОВКЕ
Нужно делать специальные упражнения для укрепления голеностопа и коленей, позвонка, потому что без этого человек получит травму. Бег по песку — это большая нагрузка для организма. В Экибастузе я купил книгу Робинс Дэвидсон «Путешествие не кончается». Я прочитал, что она с собакой на четырех верблюдах пересекла линию «Большая Виктория» в Австралии. Я поставил себе цель, что пробегу эту пустыню, и начал готовиться. 70% успеха — это тренировка. Надо правильно подготовить организм, суставы, сухожилия, сердце к работе в экстремальных условиях. Только за счет тренировки повышается сила воли и характер.
Я побывал в Туркменском институте пустынь, встречался с известными учеными: академиками Бабаевым, Амосовым, Воловичем — военным врачом, который испытывал возможности человека в экстремальных условиях: на северном полюсе, в пустынях, горах и так далее. По его методикам готовилась вся наша армия.
О РЕКОРДАХ
Самые сложные забеги были в пустынях Каракум и Сахара. Трудностей встречалось много, надо было ориентироваться в пространстве самостоятельно. Каракум я полностью прошел один, без сопровождения. Нужно было составить маршрут так, чтобы через каждые 100 километров был колодец. Все остальные пустыни я бежал с сопровождением, машинами, мне готовили кушать. А в Каракумах мне пришло все нести на себе: запасы воды, минимум еды, полупалатку, спальник. Еду приходилось готовить самому. Мне помогало то, что я знал, чего хочу. Прошло 20 лет, но до сих пор мой рекорд не побит.
За первый год я установил сразу три мировых рекорда, они занесены в Книгу Гиннеса. Я оказался первым казахстанцем, попавшим в Книгу рекордов Гиннеса. Я сам пробивал эту тропинку, бывало, что сам летал в Москву, чтобы отправить факс в комиссию Книги рекордов. В итоге я сделал 226 марафонов за год, но в следующие годы я делал и 700.
О МОТИВАЦИИ
Я решился на эти забеги для того чтобы показать, что человеческий организм не знает границ, в любых условиях человек может выжить, поэтому для меня всегда было шоком, когда люди умирали в тайге, в буране. В таких условиях нельзя умереть от голода или жажды. Мне кажется, я смогу выжить в любых условиях, поэтому я тренировался и в буран, метель, мороз и гололед. Я пробегал по гололеду 130 километров, потому что мне это было нужно. В начале никто не верил, что это возможно, но никто меня и не отговаривал, потому что все знают, что это бесполезно.
Когда человек ставит себе цель, он ощущает радость от того, что он добился и справился с этой задачей. Это испытал и я.
О ПОДДЕРЖКЕ
Мне всегда везло с людьми, которых я встречал на своем жизненном пути. Когда я открывал Клуб любителей бега, мне помог Набитовский Валерий Давыдович, который через несколько лет стал акимом Экибастуза. Бывший премьер-министр РК Ахметов Даниял, узнав, что я решил пробежать от Экибастуза до Алматы, дал мне в сопровождение машину. Также мне помогал Московский клуб «Приключения» в лице Дмитрия Шпарова, известного полярника, и мой тренер Федор Склокин.
О НАСТОЯЩЕМ
Я бросил большой спорт еще в 1995 году. Сейчас иногда тренирую группы. Я отказывался работать главным тренером по марафонам, так как нет базы, поэтому я хочу построить в Астане километровую крытую дорожку. Когда это случится, я открою свою школу бега, где будем готовить наших чемпионов. Сейчас у меня в приоритете семья. Когда-то я занимался бизнесом в Экибастузе, но теперь я отдыхаю, и время от времени тренирую.
Фото из личного архива Марата Жыланбаева