Креативная индустрия в Центральной Азии развивается быстрыми темпами, а специалисты стремятся поддерживать друг друга, создавать крутые коллаборации и комфортные условия для работы. Мы тоже будем знакомить вас с представителями креативной экономики стран региона в рубрике «Креативный класс». Иван Ардашов рассказал почему анимация в Казахстане остается недооцененной.
Иван Ардашов, 30 лет, город — Алматы, режиссер анимации и преподаватель, @cotozo
О профессиональной деятельности
Я режиссер анимации и преподаватель. В основном сотрудничаю с частными студиями, занимаюсь авторскими проектами и провожу индивидуальные консультации для начинающих авторов.
Я обучался в Академии искусств имени Т. Жургенова, где окончил бакалавриат и магистратуру. В детстве посещал художественную школу имени Кастеева. Передо мной не стоял вопрос, кем стать. Просто в какой-то момент я понял, что создавать мультфильмы у меня получается немного легче, чем все остальное.
Моя первая оплачиваемая работа в творчестве была в центре Samsung, где я выступал в роли художника и рисовал портреты клиентов, демонстрируя возможности телефонов со стилусом. Помню, как после этого купил себе фиолетовый пиджак, о котором давно мечтал.
Самым запоминающимся для меня остается проект «Кенже қыз» — один из самых масштабных в моей карьере. Это первый мультсериал о девочке в Казахстане. Его стиль сочетает кочевой киберпанк, магию и казахскую мифологию, а яркие сцены и юмор делают историю живой и увлекательной.
Для меня все это сводится к одному — я просто не могу не заниматься своим делом. Я ощущаю тесную связь со всем, что делаю. В какой-то момент педагогика и режиссура стали частью моей повседневной жизни. Нравится, когда удается рассказать историю на экране, когда после долгих месяцев работы появляется нечто, чем можно поделиться с другими.
Педагогика дает возможность учиться самому. Как бы банально это ни звучало, мы учимся, наблюдая за чужими работами. Я нахожу утешение в том, что теперь могу передать студентам то, чему научился сам, через собственные ошибки и поиски.
Моя деятельность позволяет оставить частицу себя, следы. В этом смысле чувствую себя немного бессмертным. Творчество придает жизни смысл, а ведь каждый из нас ищет смысл и признание.
О развитии
Проблемы в анимации сегодня прежде всего финансовые. Все предельно просто: коррупция или необходимость создавать сериалы «за завтра» или «за миску риса». Но если оставить деньги в стороне, для меня главная трудность заключается в том, что анимацию никто не воспринимает как комплексную систему. Зрители не всегда знают, чего хотят, государство не всегда понимает, что заказывает, а авторы оказываются на перепутье между «нравится» и «надо».
К тому же мировая анимация сейчас находится на переходном этапе, а значит в кризисе.
Чтобы быть специалистом в анимации, необходимы такие качества, как смелость, живой интерес и психотерапевт поблизости.
Анимация постепенно становится одним из основных инструментов визуальной коммуникации. Если говорить о технологическом процессе, то гибкие и легко адаптирующиеся авторы смогут использовать все доступные инструменты и, в целом, останутся востребованными в будущем. Те же, кто умеет рассказывать истории, продолжат их рассказывать. Для режиссеров, пожалуй, изменится лишь скорость производства.
Мы все продолжим учиться друг у друга. Тут уместна китайская притча про искусство убивать драконов, как напоминание о том, что путь мастерства бесконечен.
О развитии креативной индустрии в Центральной Азии
Я вижу активные действия, но пока без полноценного участия государства, которое на данный момент остается единственным инвестором в креативные индустрии, продвижение будет минимальным.
Надеюсь, анимация станет полноценной частью креативных индустрий. Всем, кто работает в этой сфере, крайне необходимы налоговые и иные льготы, особенно если говорить о патриотическом и воспитательном влиянии анимации, хотя лично я в него не особо верю.
Жду упрощения процесса производства анимационных фильмов. Сейчас главная проблема в том, что анимация слишком дорогая, требует участия большого числа специалистов и при этом тяжело окупается.
Надеюсь, что авторская и экспериментальная анимация получит большую поддержку, а масштабные проекты — серьезные финансовые вложения со стороны государства.
Но главная моя мечта, чтобы анимация перестала восприниматься как просто «мультики» или «дополнение к кино», и наконец превратилась хотя бы в полноценную индустрию.
Стать широко известным за пределами страны можно за счет удачи, наглости и упорства. Можно выигрывать фестивали, активно вести соцсети, стать лучшим специалистом в своем регионе, но иногда этого недостаточно. Важно понимать, зачем ты занимаешься творчеством, все остальное со временем приходит само.
Многие вещи я уже упомянул выше, но одно все же вызывает у меня беспокойство.
Креативный класс, не имея развитого рынка и индустрии, часто полагает, что спасение — в объединениях или группах по интересам. Однако я опасаюсь, что все это нередко превращается в «ведро с крабами».
Нужно признать, что индустрию продвигают вперед не коллективы, а лидеры — смелые, авангардные, иногда даже упрямые личности. А здоровая конкуренция, которая не мешает дружбе, еще никогда никому не вредила.