Данияр Аманалиев ― предприниматель, сооснователь и бизнес-дирижер группы компаний ololo из Кыргызстана, а также новый автор weproject.media. Данияр будет делиться своим 20-летним опытом в интеллектуальном бизнесе. Первая статья была на тему креативности в бизнесе. Второй материал о том, как сегодня развивается креативная экономика.
Данияр Аманалиев, сооснователь и бизнес-дирижер ololo group
Курманжан Акиева, CEO ololoMedia
В последние десятилетия креативная экономика стала не просто одной из ключевых сфер глобального экономического ландшафта, но и мощным катализатором социальных изменений, культурного развития и технологических инноваций. Представьте, к примеру, как бы мы пережили пандемию и карантины без книг, фильмов, музыки, игр, социальных сетей или YouTube.
Этот сектор, включающий такие разнообразные области, как искусство, дизайн, мода, кино и цифровые технологии, играет важнейшую роль в формировании новых рынков, создании рабочих мест и поддержании культурного разнообразия и устойчивого развития. Как непосредственный участник и наблюдатель ее развития в Центральной Азии я замечаю, что все больше предпринимателей в традиционных индустриях начинают осознавать важность добавления креативности в их продукты. Вот только специалистов не хватает. Именно поэтому развивать креативные индустрии, держа в уме развитие всей экономики. В этой статье я хочу поделиться тем, что узнал об истории дискурса по креативным индустриям из первоисточника.
Определение креативных индустрий
Говоря о креативной экономике, невозможно не упомянуть ее отца ― Джона Ньюбигина, ведь именно он автор термина Creative Economy. В том значении, в каком сегодня используется термин, он был впервые использован Тони Блэром в одной из его речей в феврале 1997 года. Тони Блэр тогда должен был говорить о создании фильмов в Великобритании, но Джон Ньюбигин, который писал ему эту речь, предложил значительно расширить повестку и добавить другие индустрии, содержащие схожие признаки. В то время уже начинался дискурс о важности культурных продуктов, но финансисты плевались, когда слышали термин «культурная экономика». Они не считали, что у такого термина есть будущее, так как его противниками были и сами деятели культуры. Ввиду этого Джон придумал новый термин «креативная экономика», который и использовал для этой речи. Тони Блэру понравилась идея. Через несколько месяцев он стал премьер-министром и сказал Джону, что, если тот сможет быстро предложить конкретную программу, он включит ее в свою политику «Третьего Пути». Так называлась его предвыборная программа, в которой он обещал найти не правый, не левый, а третий путь. Теперь Джон Ньюбигин ― Посол креативных индустрий в офисе мэра Лондона и мой коллега в Международном совете по креативной экономике Creative PEC ― Global Creative Economy Council, который состоит из уникальной группы 13 выдающихся личностей из разных стран. Это ведущие эксперты по креативной экономике в мире.
В нашу группу входят:
― Лора Калланан, соосновательница Upstart Co-Lab. Фонд меняет представление о финансировании творчества, связывая социально-преобразующие инвестиции с креативной экономикой
― Эдна Дос Сантос создала и возглавляла Программу креативной экономики на Конференции ООН по торговле и развитию. По ее инициативе были подготовлены доклады ООН по креативной экономике за 2008 и 2010 годы, а также Глобальная база данных ЮНКТАД по креативной экономике
― Двинита Ларасати ― преподавательница и исследовательница в Технологическом институте Бандунга, координатор Сети творческих городов ЮНЕСКО по дизайну города Бандунг и заместительница по стратегическому партнерству Сети творческих городов Индонезии
― и другие.
Я спросил у Джона, что такое креативные индустрии в его текущем понимании. Он порекомендовал пользоваться именно определением, в разработке которого он принимал участие вместе с Министерством Культуры, Медиа и Спорта:
Those industries which have their origin in individual creativity, skill and talent and which have a potential for wealth and job creation through the generation and exploitation of intellectual property.
«Те индустрии, которые происходят из индивидуальной креативности, навыков и талантов, имеющих потенциал создавать богатство и рабочие места через создание и использование интеллектуальной собственности».
В этом определении необходимо обратить внимание именно на «индивидуальную креативность». Это важно, как подчеркнул Джон, потому что креативность научных команд, исследователей в R&D отделах корпораций и так далее строится на специальном методичном процессе, а не на индивидуальной креативности. Люди, работающие в креативных индустриях, творят иначе, не методично и не согласно стандартов, это совсем другой процесс. Этим, кстати, объясняется, почему в 95% компаний в креативных индустриях Великобритании работает не больше 5 человек.
Что я хочу этим сказать?
Креативная экономика играет значительную роль в развитии технологий. Креативные деятели зачастую первыми улавливают тренды, предвосхищают изменения и проверяют гипотезы. Они способны нащупать и проявить изменения в общественном настроении, которые еще находятся на уровне слабых сигналов. Это одна из причин, почему в Южной Корее сделали большой упор на развитии креативной экономики, несмотря на то, что основными драйверами экономики там остаются технологические компании. Результат налицо: гиганты вроде Samsung, Hyundai и LG извлекают значительную выгоду от роста K-pop, ставшего важным элементом креативной экономики страны.
Эта связь между креативными индустриями и технологическим сектором подчеркивает необходимость развития креативного мышления и навыков в будущем. Исследования, проведенные Creative PEC, показывают, что даже среди цифровых навыков в будущем востребованы будут лишь те, которые связаны с креативностью. Остальные, скорее всего, будут автоматизированы, что требует от государств по всему миру сфокусироваться на развитии креативности как ключевого навыка.
Спойлер
В сентябре упомянутая выше группа экспертов GCEC прилетает в Бишкек, Алматы и Ташкент во главе с Джоном Ньюбигином. Это еще нигде не анонсировалось публично и можно сказать, что это эксклюзив для weproject.media. Путешествие завершится в Ташкенте на самой большой в мире конференции по креативной экономике World Conference on Creative Economy или WCCE-2024, а до того будет организовано множество больших и малых ивентов в Бишкеке и Алматы, где каждому, кто чувствует, что даже в традиционных секторах добавление креативности стало необходимым, рекомендую присоединиться.
Полезный вопрос для размышлений: какие креативные элементы вы можете внедрить в свой бизнес уже сегодня?