Array
(
    [SRC] => 
    [WIDTH] => 0
    [HEIGHT] => 0
)

Образование

«Когда дети приходят в первый класс, их глаза горят», — Улан Усенов о системе образования в Казахстане
2459

09.02.2024

«Когда дети приходят в первый класс, их глаза горят», — Улан Усенов о системе образования в Казахстане

Улан Усенов, учитель химии, ставший известным благодаря креативному подходу к преподаванию, рассказал о своем опыте работе и о том, почему каждый ребенок — потенциально второй Илон Маск.


Улан Усенов, 31 год, учитель химии, магистр химии, Forbes Kazakhstan «30 моложе 30», победитель конкурса «100 новых лиц Казахстана», @wanna_be_teach

О становлении


Улан Усенов.JPG

В образование я пришел случайно. В моей семье нет никого из этой сферы. Но, по моему мнению, есть три профессии от Бога: врач, философ и учитель. Я никогда не считал, что преподавание — это мое. У меня не было внутренней уверенности в том, что я могу что-то дать детям, людям, окружению.

Я окончил КазНУ имени Аль-Фараби по специальности «Инженер-технолог». Прошел стажировку в Японии и должен был продолжить там обучение в магистратуре. Но по просьбе родителей на один год остался в родном городе Талдыкорган. Думал о том, чтобы поработать по специальности, но заработная плата была низкая. Поэтому я устроился на работу в Назарбаев интеллектуальную школу на должность ассистента. Коллеги и руководство не знали о моих планах учебы в Японии и весь год пытались сделать из меня учителя. Я проходил уровневые курсы по педагогике и методологии, подтягивал предметные знания и проводил пробные уроки, вел кружки, сидел с детьми за партой, помогал — был интеллектуальным разнорабочим. И в какой-то момент влюбился в школьную атмосферу, в детей. Принял решение не ехать в Японию, а остаться и стать учителем.

IMG_5716-min.JPG

Мне нравится работать с подрастающим поколением, помогать в становлении их как личностей. Дети искренние, добрые, отзывчивые, внимательные. По своим «заводским настройкам» каждый ребенок без исключения прекрасен.

О нынешнем образовании


В нынешней системе образования много как плюсов, так и минусов. С одной стороны, в сферу образования вливается много ресурсов, уделяется большое внимание учителям, повышаются заработные платы.

С другой стороны, остается еще много аспектов, которые нужно стабилизировать, привести в норму. Самые основные: материально-техническое оснащение школ, доступ к интернету в регионах и нехватка учителей. Как следствие — занятия в две-три смены. Это комплексные проблемы, и чтобы их решить, нужно проделать колоссальный фронт работы. Радует, что многие вещи исчезают. Например, некоторые бумажные отчеты перевели в цифровой формат.

IMG_5714-min.JPG

Из плюсов нашего образования — предшкольная подготовка. В сравнении с другими странами у нас данная часть — это одна из самых сильных в мире. Дети к первому классу уже как минимум умеют писать и читать. В какой-то степени это наследие прошлого.

Когда дети приходят в первый класс, их глаза горят. Но в процессе обучения что-то происходит, и к девятому классу этих горящих глаз и жажды знаний уже нет. Статистика показывает, что наши дети ничего не видят за ЕНТ. Для них все 11-летнее обучение сводится только к тому, чтобы сдать тестирование. Это не про «граждан мира», не про осознанность и глобализацию, а только про то, чтобы поступить на грант. «Зажечь» ребенка — главная задача учителя. Но для этого учителя сами должны «гореть» своим предметом. В году восемь-десять учебных месяцев. Это значит, что у нас, учителей, есть именно столько дней в году, столько попыток «зажечь» каждого ребенка. А чтобы это получилось, учителя не должны быть перегружены.

Когда дети приходят в первый класс, их глаза горят


По всеобучу неполное среднее образование, то есть девять классов, обязаны окончить все дети, причем по месту проживания. Но с ростом мегаполисов возрастает нагрузка на школы и детские сады. Компании могут построить огромный квартал на 10 тысяч человек, а то, что рядом нет школы, никого не заботит. Учителя оказываются в ситуации, когда в классе учатся по 30-40 детей. Соответственно, ни о каком индивидуальном подходе речи не может быть.

При этом все дети разные, у них разный период усвоения материала, им требуются разные примеры для объяснения. Стандартизированный учебник для преподавания в лучшем случае подойдет только половине детей. А что делать остальным, если они не поняли материал? Так на учителей ложится дополнительная нагрузка. Если это выпускные классы, то еще и колоссальная ответственность.

Улан Усенов.JPG

В работе я нередко сталкиваюсь с ситуацией, когда помимо основных задач, приходится заниматься воспитательными моментами. Восполнять то, что не додали ребенку родители. Это и про эмоциональный интеллект, и про самоуважение, и про взаимоуважение, и про необходимость следовать общепринятым правилам порядка. Поэтому, если родители будут уделять своим детям больше внимания, чаще беседовать с ними, это поможет учителю.

Я люблю концепцию «Теория значимого взрослого». Она основана на том, что в жизни каждого ребенка должен быть взрослый, который будет иметь ключевое значение в формировании его личности. Это могут быть родители, старший брат, дядя или тренер. Я хочу, чтобы учителя стали ролевыми моделями для детей. Такими людьми, на которых дети хотели бы равняться, к которым обратились бы в сложной ситуации и которые помогли бы помочь им найти себя в жизни.

Об образовании будущего


Образование будущего должно быть безопасным для всех участников процесса. Это физическая, психологическая, ментальная безопасность, искоренение буллинга. Только в безопасной среде человек способен развиваться и расти.

Улан Усенов.JPG

В моем представлении образование в будущем должно быть комбинированным. Часть предметов должна уйти в онлайн формат, часть — остаться в офлайне. Это похоже на систему, которую уже внедряют в Алматы в Satbayev University. У первокурсников этого вуза часть предметов преподается в виде записанных материалов. И есть система, которая отслеживает, что студент присутствовал на лекции. Если внедрить что-то похожее в школах, это поможет решить проблему перегруженности.

Образование будущего должно быть трехъязычным. Причем реализована эта стратегия должна быть правильно. То есть на казахском, русском и английском языках должно преподаваться равное количество предметов.

Учителям в будущем будет все сложнее и сложнее. Например, выпустили уже четвертый ChatGPT. ИИ может написать за ребенка такое сочинение, которое он сам никогда бы не написал, а учитель и не поймет. Поэтому учителям важно идти в ногу со временем, быть в курсе не только образовательных, но в целом и общемировых трендов.

Каждый ребенок может стать кем угодно


На родителях, учителях, на всей системе образования и государстве лежит колоссальная ответственность. Когда мы говорим о будущем страны без коррупции и семейно-бытового насилия, о процветающей экономике и признании на мировой арене, мы должны помнить, что у этого будущего есть реальное лицо. И это лицо — наши дети.

Каждый ребенок может стать кем угодно. Причем это работает в обе стороны: он может стать как хорошим, так и плохим человеком. Потенциально каждый ребенок — второй Илон Маск или Джек Ма. И задача взрослых — не упустить этого ребенка, помочь ему развиться и найти себя.

Меню

Люди WE

Профессионалы

Город 24

Возможности

Наши в мире