О себе
Я человек скромный, не люблю хвастаться своими достижениями.
В моей жизни две составляющие — работа и семья. Большую часть времени я провожу на работе. Нашу компанию мы создавали сами. Прошло уже два года, и с теми ребятами, которые остались, мы уже единое целое. У нас практически семейные отношения, мы переживаем за каждого из нас, отмечаем вместе праздники.
К сожалению, не так много времени остается на семью. Несмотря на это, стараюсь уделять ей как можно больше внимания. Младшему сыну скоро исполнится год. Это период, когда ему нужно много внимания. Старший учится в университете на программиста. Средний сын пошел в шестой класс. Воспитанием детей в большей мере занимается жена. Мы с супругой в браке уже 20 лет. Познакомились, когда оба работали на госслужбе в акимате. Случайно встретились и познакомились на параде 1 мая, а потом целый день гуляли в парке. Сначала завязалась дружба, после – отношения.
Если смотреть объективно, то я человек, который заботится о семье, хочет быть профессионалом и приносить пользу людям.
В детстве я читал много книг, это было моим серьезным увлечением. Своим детям я, к сожалению, не могу этого привить. Мое детство пришлось на времена Советского Союза, а книга была серьезной отдушиной, возможностью заглянуть за просторы города, страны. Поэтому любовь к книгам осталась на всю жизнь. Но сейчас я испытываю острую нехватку времени, чтобы почитать что-нибудь интересное.
В моей жизни две составляющие — работа и семья
Также увлекаюсь тем, что пишу картины и создаю небольшие скульптуры. Дома у меня стоит миниатюрная скульптура Абая. То, что я лепил, больше связано с исторической тематикой.
Увлекаюсь историей, считаю, что если не знать своей истории, корней, то нельзя считать себя полноценным человеком. Считаю, что для саморазвития нужно больше читать на историческую тему и знать родной язык. Помимо патриотических чувств, это помогает в бизнесе. Я благодарен родителям за то, что каждое лето на каникулах они отправляли меня в аул, и у меня была хорошая языковая практика.
Об Астане
Уже прошло восемь лет, как я переехал сюда.
Когда я работал в банке и был начальником отдела, то принял на работу молодого выпускника по имени Мирас, которого я знал, когда был преподавателем. Я видел, что парень перспективный, его можно чему-то научить. Позже из головного офиса поступило предложение переехать в Астану в департамент на повышение. Но наш сын был слишком маленьким, и переехать не было возможности. И я порекомендовал его. Потом ему предложили другое место, и он ушел. Через некоторое время начальник отдела в той компании ушла в декрет, и Мирас позвал меня. Это было хорошее предложение, и я долго думал над ним и в итоге согласился. Я вновь стал его начальником. Всегда, когда делаешь что-то хорошее, оно к тебе возвращается.
В Астане много карагандинцев. Половина тех, кого я знал, либо были здесь, либо потом переехали сюда. Круг общения почти не изменился. Где-то месяц было тяжело ориентироваться в городе. Я специально садился и ездил по городу, чтобы понять его. Но быстро освоился и сейчас даже забываю, как проехать куда-то в Караганде. В Астане легче ориентироваться, созданы более комфортные условия: детские площадки, дворы, дороги на соответствующем уровне, которому Караганда можно позавидовать.
Семья полюбила Астану, потому что здесь есть, где погулять, провести время, есть хорошие парки, все условия, как для работы, так и для жизни. Единственная проблема — климат. Тяжело зимой, поэтому мы никуда не выходим, сидим дома. Но мы привыкшие.
В Астане много карагандинцев
Неравнодушные люди и дело их жизни
Я много где работал, начинал судебным экспертом, когда только окончил юридический факультет. Нас было несколько ребят, которые хорошо учились. Нас заметили, и мы проходили практику в судебной экспертизе. Нам повезло в этом плане, мы не искали работу. Нас было два-три человека с курса, которых сразу позвали на работу.
Как раз тогда была реформа судебной экспертизы — их выводили из ведомства МВД и создавали независимую экспертизу. Мы как раз стояли у ее истоков, были заражены идеей того, что экспертиза должна быть независимой. Поэтому я больше трех лет там проработал, это был хороший опыт. Единственное, что меня там не устраивало, это то, что я не работал юристом. То есть это больше техническая работа и непосредственно с юриспруденцией она связана не была. Поэтому я вернулся в университет, преподавал пару лет именно право.
Еще я работал в налоговом комитете, на госслужбе. Это тоже был хороший серьезный опыт в плане дисциплины. Но госслужба — это определенные рамки, рутина, бумажная работа и бюрократия. Но это был нужный этап.
Потом я работал юристом в банке. Начинал с простого юриста, потом стал начальником отдела карагандинского филиала «Цеснабанка». Многим начинающим юристам я посоветовал бы работать в банке, потому что банковский юрист разносторонний. Можно познать работу юридических лиц и физических лиц, вопросы наследства, брака, все это приходится изучать, набираешься много опыта. Кроме того, это управление. Ты сам создаешь отдел, набираешь людей, руководишь ими. Здесь появляется опыт в менеджменте. Потом набираешься достаточно опыта, чтобы заняться своим делом.
Быть полезным людям — дело моей жизни
У меня был опыт создания своей компании, юридической фирмы. Говорят, что полезно, начать какое-то дело, и чтобы оно у тебя не получалось. Ты видишь свои ошибки, поэтому через это тоже нужно было пройти. Я понял, что одному юридическую фирму или компанию создать практически невозможно. Можно работать на себя как фрилансер, но ты не достигнешь цели, которая стоит перед бизнесменом. Меня это не устраивало.
После этого была случайная встреча с моим однокурсником, который, так же как и я, был практикующим юристом. Он первый предложил создать фирму вместе. И это была та самая случайная встреча, хотя, на самом деле, все встречи неслучайны. Мы создали эту компанию и развиваемся. Я считаю, что мы успешно зашли на рынок юридических услуг в Астане.
Прежде чем создавать любой бизнес, нужно понимать, чего мы хотим. Раз уж мы в этой сфере работали определенное время, то мы знали минусы, знали рынок и поняли, чего не хватает в Астане. А не хватает именно тех юридических услуг, которые были бы доступны всем, среднему классу, чтобы они были доступны по цене и были качественными. Мы нашли тот вакуум, который появился в этой сфере. Именно та компания, в которой было достаточное количество юристов, чтобы человек мог прийти и, не имея больших денег, получить хорошую, квалифицированную, качественную помощь. И мы это сделали достаточно хорошо. Сейчас у нас в штате 15 человек. Из них 8 юристов. У нас достаточно серьезная нагрузка, ребята без дела не сидят ни одного дня, потому что людей, которые нуждаются в юридической помощи, много.
Самый действенный инструмент, который мы начали использовать и используем по сей день, — это бесплатная юридическая консультация. Многие юристы этого боятся, считают, что это не совсем правильно, консультировать бесплатно, потому что ты затрачиваешь много времени и усилий. Но бесплатная консультация серьезно привлекает людей. Людям иногда нужен просто совет, и если мы можем его дать, то почему бы этого не сделать. Так люди узнают о нас.
Быть полезным людям — дело моей жизни. Мне нравится помогать нуждающимся, делиться знаниями. Это должно быть одной из главных целей в жизни. Если ты обладаешь какими-то знаниями или умениями и можешь делиться ими с другими людьми, это классно. Ты получаешь удовольствие от этого. Поэтому одна из главных моих целей — делиться знаниями, чтобы людям это приносило пользу.
Состояние духа на сегодняшний день
Позитивное, приподнятое и боевое. За 20 лет своего юридического опыта я занимаюсь именно тем, что мне нравится, и я начинаю получать результаты своего труда, видеть реальные положительные моменты, плюсы. Поэтому я чувствую, что мы на хорошем, быстром старте. Есть желание двигаться дальше.