Кристина Луданова, 19 лет, родной город — Алматы, студентка
О переезде
Я приехала в Техас в 2007 году, когда мне исполнилось 8 лет. Переезд был связан с маминой работой. Она работает в компании и занимает должность инженера, ее часто переводят на разные локации, и поэтому приходится переезжать.
О сложностях переезда
Вначале большой сложностью был язык. До этого на протяжении шести месяцев мы жили в Италии, и я только начала учить итальянский, осваивать и влилась в итальянскую среду, в их культуру. Но обстоятельства сложились так, что за две недели до переезда пришла новость о том, что мы отправляемся в США. Это было неожиданно. Меня сразу отдали в англоязычную школу, а там другая культура, и я почувствовала себя не в своей тарелке. Ощущение усилилось, когда мы переехали в Штаты. В Италии остался привычный круг друзей.
Меня отдали в школу, где ученики большей частью были экспаты. Там учились иностранцы, которые приехали из-за рубежа. У меня был интернациональный круг общения. Моя лучшая подруга детства была из Японии. Американцев я встречала не так часто. Когда я перешла в седьмой-восьмой класс в обычную американскую школу, я начала привыкать к обычной американской жизни, а в круг общения помимо иностранцев влились американцы.
Об учебе и работе
Я учусь в университете Техаса в Остине и изучаю экологию и географию. Подрабатываю в Outdoor центре, и мы там арендуем различное снаряжение для уличной активности. Еще я подрабатываю в качестве инструктора по скалолазанию. Мне нравится.
В Остине много развлечений, в том числе и скалолазочных залов. В Алматы я знаю только один — «Скала». Там же это очень популярно, и найти зал можно на каждом углу.
Моя работа связана с моей специальностью ровно тем, что связана с природой. Если я захочу, то в будущем могу построить карьеру географа-эколога. Но на деле все это под вопросом. После опыта путешественника мне в голову пришло много новых идей. Я вдохновилась, и думаю о разных творческих, активных сферах: фотография, маркетинг. Есть много возможностей.
После опыта путешественника мне в голову пришло много новых идей
О людях
Разница между Казахстаном и США заметна во всех сферах. Люди более открытые при первой встрече. Там принято быть вежливым, а вежливость создает ощущение неискренности, неестественности. В Казахстане, наоборот, если человек спрашивает, как дела, то это ему действительно интересно. А там так просто принято.
В Казахстане много проектов вдохновляются оригинальными проектами из США или же распространены франшизы. Uber, Ecommerce — все было придумано в США.
В США нет небольших магазинчиков, куда можно забежать, в основном работают огромные супермаркеты, которые располагаются вдоль трасс. Живя в небольшом городе, невозможно выйти погулять по городу. Если живешь не в Сан-Франциско или Нью-Йорке, то главная улица — это трасса, и все остальные упираются в нее. Ты выходишь из дома — сразу машина. Мне это не по душе. Когда я приезжаю в Казахстан, то наслаждаюсь тем, что могу гулять по улицам, бродить по бульварам, ходить в тени деревьев. Такие прогулки дают возможность насладиться природой и отдохнуть душой. В США проводить время таким образом получается плохо.
Если живешь не в Сан-Франциско или Нью-Йорке, то главная улица — это трасса, и все остальные упираются в нее
Но, примечательно, что в Казахстане не хватает «культуры гамака». Если в Америке в каждом парке кто-то лежит, отдыхает в своей chill-зоне, то, находясь в Казахстане, так делаю только я одна. Хотелось бы, чтобы большее количество людей обратило внимание на такой классный вид отдыха.
В американских городках дома похожи и действительно расположены ровно друг за другом. Многие, наверняка, видели в типичных американских фильмах картину: заборчик, домик, человек проезжает на велосипеде и бросает газету. Реальность такая и есть.
И, если честно, это тоже немного надоедает. Такие городки в Штатах называются деревнями. Они похожи друг на друга и создают одну монотонную картину. В этих домиках не проявляется стиль или вкус. Их постройка это, скорее, вопрос выгоды. Дешевле и быстрее построить подобные дома в одном стиле, виде или абсолютно одинаковыми. Я думаю, что в подобных деревнях я не буду еще долго жить.
О ценах
Учеба с жильем будет стоить около 25 тысяч долларов в год. То есть за четыре года на это уйдет 100 тысяч долларов. Учеба в Остине — не мой выбор, но приходится следовать «плану». Так устроен социум, что нужно окончить школу, потом сразу поступить в университет. Образование — развитая сфера в США. А как только закончишь обучение, то сразу нужно идти на работу. Работа возведена в особый статус, культ.
Была бы моя воля, то я бы путешествовала по миру. Мне хочется посмотреть мир, узнать что-то новое. И это не требует того, чтобы я бросала учебу. Есть такое понятие, как gap year, когда ты можешь год просто отдохнуть, понять, что ты хочешь. Для меня это значимый момент — знать, что мне нужно от жизни. Сразу выбирать специальность и куда-то бежать, чтобы потратить там всю жизнь — неправильно.
О том, что дала жизнь в США
Жизнь в Штатах дала мне больше возможностей. И я уверена, что будь я в другом месте, то не ценила бы другие места, где больше природы. В США природа однообразная и не особо богата на какие-то уникальности. Большая площадь территории — поля. Есть небольшая пустынная зона на Западе, но можно сказать, что это несерьезно. Для нормальной природы, представленной во всей красе, нужно ехать на север страны в Колорадо, Аризону.
Переезд заставил меня повзрослеть быстрее
Переезд заставил меня повзрослеть быстрее. Нужно было ко всему быстро адаптироваться. США позволили мне стать мировым жителем, полюбить путешествия. А те трудности, что были, они меня лишь закалили. Без них я была бы совсем другой — не такой сильной внутри.
О планах
Совсем скоро начнется учебный год. Осталось два года учебы в университете. Я хочу немного поработать в Штатах, а потом, я надеюсь, что смогу начать путешествовать. После поездки в сафари в экспедиции Nomad Exploler, Kazakh Tourism и PhotoSafari мне открылся новый мир профессионалов.
Я увидела мир фотографии и журналистики. Мне хочется скорее набраться знаний, окончить университет и начать карьеру. Может, у меня даже получится вернуться в Казахстан, чтобы опробовать свои силы.