Россия
Анастасия Пылаева, 20 лет, родной город — Великие Луки, фотограф
Я приехала в Витебск в 2016 году, когда решила поступить на учебу в Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. Тут я занимаюсь изучением языков.
Университет привлек меня близостью к дому и тем, что тут предоставляют место в общежитии. Также в Витебске живет моя родственница, поэтому мне всегда есть к кому обратиться.
Еще со школьных лет я увлекалась фотографией, снимала все вокруг: близких, животных, природу. Когда я окончила школу, то получила в подарок от родителей фотоаппарат. Приехав на учебу, я на время забыла о хобби, потому что начала вливаться в новую жизнь.
Весной на первом курсе я решила, что хотела бы заниматься фотографией профессиональнее, я стала больше практиковаться — снимать друзей, гулять по городу и делать фото.
К осени я начала зарабатывать на своем хобби. Пусть и маленькие, но деньги были не лишними.
Моя первая платная фотосъемка была в жанре «стритстайл» с молодой девушкой Анной, которая собирала для себя портфолио. Я бы не сказала, что фотографии были идеальными, но пару кадров я все-таки сняла здорово — под нужным углом, с хорошим освещением.
Так к Новому году я поднакопила на «подарки» для себя — новые объективы и деньги на курсы. После того как я обновила фотоаппарат, я прошла курсы по фотографии, работать стало интереснее. Тогда я подумала, что правильно сделала, что начала изучать иностранные языки, потому что это помогло мне выйти на различные фотобанки и выставить несколько фотографий там — два портрета и два фото архитектуры. Для меня было в новинку, что деньги можно зарабатывать и онлайн-продажами фото.
В Беларуси большинство выбирает онлайн-бизнес, потому что он территориально не ограничен. Это дает свободу действий.
Я продолжаю заниматься живыми съемками. Чаще всего это портретные съемки или «лавстори». К концу учебы я планирую открыть студию, потому что аренда не может продолжаться бесконечно, да и хочется иметь что-то свое. Чтобы прийти к этому, я не останавливаюсь в изучении фотографии на курсах. Я хотела бы съездить на курсы в Москву, потому что там есть опытные и крутые мастера своего дела.
Казахстан
Валерия, фотограф
В 2017 году мы с семьей из Казахстана переехали в Беларусь. У себя на Родине я работала фотографом. Мы планировали переехать в Минск, потому что у нас творческая семья и реализовать себя мы могли только в этом городе. Там у нас не было бабушек-дедушек, которые могли бы присмотреть за детьми — в этом заключалась одна из сложностей.
Мы не планировали открывать бизнес непосредственно после переезда, потому что хотели для начала понять менталитет людей, обрасти знакомствами. Мы понимали, что люди тут другие.
Первое время я работала в мебельной фирме. До этого я имела трехгодичный опыт работы, и в трудовой книжке это было указано. Мне повезло практически сразу устроиться в немецкую фирму «Кухни Германии». Она была стильной и отлично оборудованной. Те опыт и знания, которые были у меня на тот момент, оказались совершенно неприменимыми в новой компании.
В Беларуси люди по большей части — профессионалы своего дела, компетентны во всех вопросах и знают свое дело от и до. Белорусы терпеливы и дотошны в работе. Мне казалось, что, потратив полтора месяца на обучение, я потратила много времени, а мне сказали, что обычно на это уходит в два раза больше. Они скрупулезно относятся к заданиям. Со мной работали профессионалы: дизайнеры, архитекторы и скульпторы по образованию. При этом все эти высококлассные специалисты получали относительно маленькую зарплату. У нас в стране специалисты такого уровня могут получать больше.
Мой оклад составлял 200 долларов. Когда я получила эти деньги, то поняла, что этого мало для того, чтобы полноценно жить в Минске. К слову, у белорусов есть привычка переводить свои деньги в доллары. Они мало верят в свою валюту и постоянно переводят деньги.
К окладу в 200 долларов существовала доплата в виде процентов от продаж, но они происходили не так часто и сделки велись не меньше месяца. В какой-то момент пришло осознание, что как бы ты ни был умен или опытен, будешь получать примерно одну зарплату везде.
В Казахстане работники так не выдыхаются, потому что рабочих мест достаточно. В Беларуси, наоборот, пять отличных специалистов, готовых работать за небольшие деньги.
У меня была подруга, которая начала бизнес в Беларуси. Она делилась со мной опытом, и я могла изучать этот аспект. Она открыла центр эстетической терапии — все для женской красоты. В Беларуси строго с лицензиями, бумагами. Поэтому ей пришлось доказывать свое право и компетенцию на ведение подобного бизнеса. Все было сделано по существующим стандартам. В Беларуси нет никаких поблажек. Благодаря этому в Беларуси безопасно жить. Можно быть уверенным, что все услуги будут получены в полной мере.
Подруга взяла кредит для покупки оборудования, дизайна интерьера и оплаты немалой аренды. Прибыль была, но настолько небольшая, что в Казахстане подобные показатели считаются убыточными. Однако белорусы ценят каждое «зернышко» — «Птичка по зернышку клюет». Они постоянно экономят, в том числе и на транспорте, в быту.
В Беларуси важны коммуникации. Как только ты их настроишь, ты сможешь начать работать на себя. Мы пробовали начать сотрудничество со свадебными агентствами, но они очень закрытые.
Клиенты-беларусы осторожны и не обращаются к отдельным фотографам, идут только в агентства. Специалисты, которые выходят на рынок в Беларуси, качественные, потому что клиенты подкованы и требуют сполна.
Мой супруг успел настроить некоторые знакомства, но клиенты начали проявлять инициативу только сейчас, когда мы уже вернулись в Казахстан. Полная настройка базы клиентов заняла бы два-три года.
Глядя на ситуацию, мы поняли, что бизнес будет для нашей семьи убыточным. Мы решили, что не хотим бояться и переживать, что дело прогорит.
Мы вернулись из Беларуси в 2018 году. Нас смутило общее настроение. Со временем мы начали понимать, что тот огонь, которые мы несли в себе, начинает угасать. Люди в Беларуси серьезные, пасмурные, как минская погода. Казахстанцы, напротив, более веселые.
Украина
Лариса Новак, 27 лет, родной город — Киев, фотограф
Я работаю фотографом в Минске, Киеве и иногда выезжаю в Европу.
Я начала работать еще во время учебы в Минске и потом пыталась совмещать во время работы. Два года назад я выбрала фотографию основным родом деятельности и с тех пор занимаюсь исключительно этим.
В прошлом году я определила для себя, что мне нравится фотографировать мужчин. Мало кто фотографирует в Беларуси мужчин. В этом году начало поступать большое количество заказов от компаний, продающих часы, аксессуары, костюмы. Мужская сфера стала живее.
Парни стали часто обращаться за портретными съемками. Ребята обращаются не только для того, чтобы залить фото в Instagram, но и в качестве терапии, для раскрепощения.
Когда в Киеве собирается несколько съемок, я выезжаю туда. Так получается примерно раз в месяц. В Минске и Европе меня ожидают в основном коммерческие заказы, когда порой приходится снимать небольшую вещь по два-три дня.
Направление я держу одно и то же — ко мне идут за черно-белыми фото. Разница между Минском, Киевом и Европой только в цене — там, где требуются транспортные расходы, цена выше.