Роза Нуртазина, 60 лет, родной город — Астана, доктор политических наук, профессор кафедры политологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
О научной и преподавательской деятельности
Мой отец 40 лет занимался педагогической деятельностью, поэтому я тоже хотела преподавать в вузе и заниматься наукой.
Я окончила факультет журналистики КазНУ им. Аль-Фараби в 1980 году, и моя профессиональная деятельность началась в качестве учителя русского языка и литературы в сельской школе. Можно сказать, что целью моей жизни стали наука и преподавание. Я поступила в аспирантуру, работала редактором, потом преподавала в вузе, занялась научно-исследовательской деятельностью.
За время работы в университете мне удалось поработать не только в Астане, но и в университетах Южной Кореи, Российской Федерации, Турции и Франции. Я выезжала туда по приглашению зарубежных коллег, читала лекции по вопросам ценностей межнационального вопроса, формирования этнической и религиозной толерантности в молодежной среде Казахстана, общественного согласия, межконфессионального диалога.
За время работы в университете мне удалось поработать не только в Астане, но и в университетах Южной Кореи, Российской Федерации, Турции и Франции
Например, в Хангукский университет в Сеуле меня пригласили прочитать курс лекций на казахском языке по теме «Социально-политическая модернизация современного Казахстана», так как там есть казахское отделение, где студенты из Кореи изучают казахский язык.
Особенности образовательной системы за рубежом
Конечно, в Южной Корее система образования отличается от нашей. В Хангукском университете много преподавателей разных национальностей, возрастов, культур и вероисповеданий. Как и в американских вузах, там читают лекции известные ученые, авторы бестселлеров, политики, музыканты, общественные деятели, художники и многие другие.
Отношения между профессорами, студентами и аспирантами в Корее гораздо проще и демократичнее, чем в Казахстане. У каждого преподавателя есть office hours, так что к нему может прийти за советом любой человек. В университете обучаются студенты из разных стран мира, и это придает обсуждениям особую живость.
Отношения между профессорами, студентами и аспирантами в Корее гораздо проще и демократичнее, чем в Казахстане
Академическая жизнь в университетах Кореи похожа на европейскую. Например, защита диссертаций у магистрантов и докторантов PhD упрощенная, а у нас она почти закрытая. В процедуре защиты участвуют только пять оппонентов и научный руководитель. При этом защита проходит тяжелее для аспирантов, часто работа не утверждается. Но если оппоненты проголосовали «за», то степень присваивается в этот же день.
В Корее нет требований о публикациях статей в международных сборниках, никто не проверяет индекс цитируемости. Диссертационная работа получает статус основной научной публикации и остается в библиотеке.
Об условиях работы преподавателем за рубежом
И в американских, и в турецких, и в корейских вузах имеются плюсы и минусы. Например, в частных университетах бюрократия сведена к минимуму. Если преподавателю нужны деньги на перевод, поездку на научную конференцию, то он просто пишет декану e-mail и сразу получает положительный ответ. Нет никаких отделов кадров, печатей и подписей.
Зарплата в корейском университете — достойная сумма, которая позволяет не экономить на питании ради покупки книги. Правда, многое зависит от условий, на которых тебя приглашают. Кроме того, среди преподавателей вузов довольно высокая конкуренция.
Архат Абжанов, 43 года, родной город — Алматы, PhD, Reader in Evolution and Developmental Genetics, Department of Life Sciences, Imperial College London and Researcher at Natural History Museum, London
О научной и преподавательской деятельности
Я преподаю в университете с 2004 года. Сколько я себя помню, всегда хотел заниматься наукой, а преподавание и обучение студентов — часть моей научной деятельности.
Сколько я себя помню, всегда хотел заниматься наукой
До переезда в Великобританию я работал на биологическом факультете Гарвардского Университета в США. Сейчас у меня смежная позиция в двух разных научных учреждениях: Имперский колледж Лондона и Музей естествознания. Мои исследования включают целый ряд проектов, направленных на изучение головы и лица позвоночных животных. Часть моей группы, которая работает в Музее, занимается компьютерной обработкой черепов самых различных животных из музейных коллекций при помощи трехмерной компьютерной томографии. Моя лаборатория в Имперском Колледже изучает генетические механизмы развития и эволюции головы позвоночных.
Особенности образовательной системы за рубежом
Мне сложно сравнивать британскую и казахстанскую системы образования, потому что я покинул Казахстан в начале 90-х годов. Тогда система образования была советской.
Но я могу сравнить британскую и американскую системы. Основное отличие в английском высшем образовании — ограниченный выбор предметов. В первые два года в университете студенты обязаны брать определенный набор предметов, которые сфокусированы на их дисциплине.
в британском вузе гарантируется определенная база знаний и умений
Система образования в США более гибкая, и американские студенты имеют гораздо больший выбор. С другой стороны, в британском вузе гарантируется определенная база знаний и умений.
В США тоже можно создать интересное и полезное расписание занятий, но все зависит от самого студента. А в Англии все зависит от качества программы и вуза.
Об условиях работы преподавателем за рубежом
Если сравнивать американскую и британскую системы высшего образования, то в Америке самые лучшие условия для работы в частных вузах благодаря их внутренним ресурсам. В университетах, которые контролируются бюджетом на уровне самих штатов, условия для профессионального роста гораздо хуже.
В британских вузах лучше поставлена защита прав преподавателей. Например, сейчас идет масштабная забастовка профессоров в университетах по всей Англии по вопросу улучшения пенсий, которые гарантируются самими вузами.
О планах
На данный момент я планирую дальше преподавать в Великобритании. Потому что условия для самореализации себя как ученого на Западе лучше, чем в Казахстане. Хотя сейчас много новостей о хорошем финансировании и отличных условиях в Назарбаев Университете.
Жумайбай Бакенов, 51 год, родной город — Экибастуз, доктор PhD, доктор инженерных наук (Япония), профессор Школы Инженерии Назарбаев Университет, директор Центра энергетики и науки о новых материалах
О научной и преподавательской деятельности
Я с 12 лет хотел стать химиком. У меня был знакомый профессор на химфаке в КазГУ, и мне нравилось то, чем они занимаются. Но, когда я оканчивал вуз, все было уже по-другому, и для преподавателей были не самые лучшие времена, но я настроился, что буду работать именно на химическом факультете.
Я начал преподавать в 1993 году, а в 1999 уехал работать в Японию. К нам на химический факультет пришло приглашение на курсы повышения квалификации, я тогда не знал ни английского, ни японского языков, но поехал работать в Токийский технологический институт.
Первые несколько месяцев было тяжело, но через полгода мы получили первый проект, и после этого я активно включился в работу. В Японии я преподавал для магистрантов и аспирантов специальные темы по нашему курсу.
Я проработал там несколько лет, потом работал в КБТУ, снова в Японии, Канаде, а в 2011 году я вернулся в Казахстан и стал первым преподавателем Школы Инженерии в Назарбаев Университете.
Особенности образовательной системы за рубежом
Сейчас образование в Азии более прикладное, нацелено на подготовку по определенным направлениям. У вузов высокая степень автономии, есть минимальные требования — стандарты образования, которые нужно соблюдать, но в остальном университет свободен. В Казахстане национальные вузы тоже переходят на академическую самостоятельность, а в Назарбаев Университете эта система работает с самого начала.
Образование в Азии более прикладное, нацелено на подготовку по определенным направлениям
Еще в Японии, в отличие от Казахстана, востребована консалтинговая работа. На такой деятельности можно хорошо заработать, это один из основных источников дохода для научных сотрудников. В Казахстане этим практически никто не занимается, никто не заинтересован в развитии новых технологий. Хотя компании сами должны быть заинтересованы в том, чтобы внедрять новые разработки и больше зарабатывать.
Об условиях работы преподавателем за рубежом
Преподавательская деятельность в Японии отличается от работы в Казахстане. У профессоров в японских вузах совершенно другая нагрузка: не по 20-30 часов в неделю, а всего лишь 1-2 лекции. Поэтому у профессоров есть время, чтобы заниматься исследованиями, реализовывать проекты частных компаний и правительства.
У профессоров есть время, чтобы заниматься исследованиями, реализовывать проекты частных компаний и правительства
Во время реализации очередного проекта в Японии мы часто задействовали в них студентов. Делали для них курсы и лаборатории по реальным проектам, и так они обучались, использовали результаты наших совместных исследований.
О планах
Мы активно работаем с нашей совместной лабораторией в Китае, я периодически выезжаю туда и провожу семинары. Сейчас мы получили проект в Китае, куда планируем привлечь много студентов, поэтому буду ездить туда еще чаще.