Дамиля Тасмагамбетова, 43 года, Северный Казахстан, генеральный директор компании «Коммерческий Клуб», член Торгово-промышленной палаты РФ и Республики Саха (Якутия), хореограф, основатель и художественный руководитель фольклорно-хореографического ансамбля «Томирис», директор и основатель продюсерского центра «Томирис», член Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, заместитель председателя координационного совета РООССЭТЖ «Форум женщин ЕврАзии»
О переезде в Москву
Я жила под Петропавловском, в Северо-Казахстанской области. После окончания школы я уехала в Россию учиться в Миасском геологоразведочном колледже и закончила его с отличием. Благодаря красному диплому в 1995 году я смогла поступить на третий курс Геологоразведочной Академии в Москве.
После окончания академии я не собиралась оставаться в Москве. Я подала документы на поступление в аспирантуру в Америку. В августе 1998 года мы собирались уезжать, но случился дефолт, и американская сторона отказала нам во въезде. Мои планы были нарушены, и я решила на время остаться в Москве. В итоге я живу и работаю здесь уже 20 лет.
После окончания академии я не собиралась оставаться в Москве
О работе в Москве
Так как у меня не получилось стать полноценным геологом, то пришлось думать о том, как работать и выживать в Москве. В 90-е диплом с отличием не давал гарантии, что ты сможешь устроиться на хорошую работу, что ты вообще сможешь найти работу. Надо было что-то делать, думать, как зарабатывать на жизнь.
Я с 13 лет преподавала хореографию в школе и решила это возобновить. Создать студию или ансамбль сразу не получилось, но я нашла другой выход и устроилась постановщиком танцев в столичные клубы. Тогда это была подработка. Я начала развиваться как хореограф, брала мастер-классы у ведущих танцоров, подружилась со многими. Постепенно я собрала ансамбль казахского танца, который назвала «Томирис».
Мы начали ставить танцы, продвигать казахскую культуру и фольклор, выступать на разных конкурсах, занимать призовые места. Я пошла в Департамент образования, и нам предоставили студию, базу. Нас стали приглашать на городские мероприятия: День города, День Победы на Красной площади, елки в мэрии, мероприятия на ВДНХ, сабантуи.
Постепенно я собрала ансамбль казахского танца, который назвала «Томирис»
Однажды нам предложили поехать на концерт в Константиновском дворце в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга. Это был закрытый концерт для 42 президентов мира, его режиссером был Андрон Кончаловский. И моя группа «Томирис» выступала с казахским номером на одной сцене с Лучано Паваротти, группой Scorpions, ансамблем народного танца имени Моисеева и другими.
Также параллельно я стала заниматься бизнесом. Тогда в студенческой среде среди нас было много иностранцев, которые рассказывали и показывали нам, что такое рыночная экономика. Я решилась на серьезный шаг и начала небольшой бизнес. Постепенно у меня стало получаться, бизнес пошел. Сейчас моя компания — крупный игрок на рыночной площадке Москвы и других регионов. Мы занимаемся производством домашнего текстиля.
О благотворительности и общественной деятельности
Помимо бизнеса и хореографии я занимаюсь благотворительностью и общественной деятельностью. Однажды я выступала на крупном студенческом фестивале, придумала композицию, сшила национальный костюм. Я не знала, что в зале находятся представители казахской диаспоры, которые потом нашли меня, и мы начали совместную работу. Это и предопределило мою дальнейшую общественную деятельность. Когда мне предложили занять пост президента Казахской национальной автономии в Москве, это была большая честь. Не так давно я покинула этот пост и стала заместителем председателя Координационного совета «Форума женщин ЕврАзии».
Также я состою в Совете по делам национальностей при Правительстве Москвы, на заседаниях которого мы обсуждаем новые законопроекты, поправки к законам, касающихся национального вопроса. Еще я пишу разные проекты и продвигаю их.
Тогда я сшила костюм сама и дала слово, что когда у меня будут деньги и я смогу помогать талантливым детям и танцорам, я буду это делать
Однажды перед каким-то выступлением у меня не было денег на казахский костюм. Я обратилась к казахстанской стороне, чтобы они помогли мне приобрести сценический костюм, но не получила ответа. Тогда я сшила костюм сама и дала слово, что когда у меня будут деньги и я смогу помогать талантливым детям и танцорам, я буду это делать. Теперь я помогаю не только детям, но и молодым модельерам, которые выставляют национальные костюмы своего народа, музыкантам, певцам, художникам, режиссерам. Для этого я открыла продюсерский центр «Томирис», где получают помощь студенты и молодые люди, занимающиеся творчеством.
Самая дорогая покупка в Москве
В Москве у меня есть и автомобили, и жилье, и загородный дом, и бизнес, но это не главное в жизни.
Два самых дорогих подарка, которые мне преподнес этот город — мои дочь и сын. Эти подарки бесценны, а все остальное доступно и просто. Поэтому воспитание детей — это самый главный мастер-класс для меня.
Как Москва повлияла на жизнь
Оказавшись в Москве, я ощутила себя истинным патриотом, казашкой. Когда я начинала работу с ансамблем, это было хобби, но оно определило мою дальнейшую деятельность и стало профессией.
У меня не было сложностей и страхов в начале пути. Я думаю, что когда ты молод, у тебя есть цели и впереди вся жизнь, то тебе ничего не страшно и все доступно. Ты идешь к цели. Наверное, мне помогло воспитание, казахский стержень. Потому что ты всегда помнишь, кто ты, и что ты представляешь лицо своего народа.
Москва — это еще не предел
По прошествии лет я понимаю, что все сделала правильно и ни разу не усомнилась в своих шагах. Москва — это еще не предел. Я знаю, что моя деятельность требует больших масштабов и других высот. Я работаю над этим.