Жұлдыз Амангелді — эксперт в сфере образования и педагог, уже девять лет живет в Сингапуре и занимается созданием образовательных проектов для учителей. Мы побеседовали с ней о том, чего не хватает школам Казахстана, а в чем они лучше японских, что мы могли бы перенять у Сингапура и каким будет образование в будущем.
Жұлдыз Амангелді, город — Сингапур, PhD, студент в Наньяньском Технологическом Университете, основатель сингапурской компании в сфере образования Dashstar Pte Ltd
О становлении
Вся моя жизнь строится вокруг образования. Я человек образования. Но понимание этого пришло не сразу. Сначала я училась на факультете «Иностранные языки», затем по программе «Болашак» получила магистерскую степень в сфере туризма в Швейцарии. Именно в этот момент я поняла, что моя настоящая миссия не связана с индустрией туризма. Вернувшись в Казахстан в 2011-2012 годах, я полностью посвятила себя образованию, начав преподавать в Таразском государственном университете им. М. Х. Дулати.
В университете я также работала в отделе академической мобильности, где оказывала поддержку студентам и преподавателям в рамках программы «Болашак». Я всегда активно участвовала в социальных проектах, связанных с профессиональной ориентацией, помогала абитуриентам поступать в ведущие университеты мира и организовывала онлайн-программы помощи для детей из сельских районов. Кроме того, занималась разработкой и реализацией программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации для педагогов из Казахстана.
На протяжении своей карьеры я работала в различных вузах Казахстана, Малайзии и Сингапура и по сей день сотрудничаю с многими ведущими университетами мира. В настоящее время я учусь в докторантуре Наньянского технологического университета и живу в Сингапуре.
О нынешнем образовании
Казахстанские школы занимают лидирующие позиции в мире по части оснащения компьютерных классов, классов по физике и химии. Не во всех, даже самых развитых странах, таких как Япония или Малайзия, такое оснащение кабинетов. Это показатель того, что государство заботится о среднем образовании. На развитие школ выделяются огромные суммы.
Мы сталкиваемся с необходимостью улучшения подготовки и профессионального развития сотрудников образования. Радует, что этот вопрос пытаются решить. Ежегодно государственно выделяет большие средства на обучение преподавательского состава. Педагогов отправляют на стажировки по всему миру. Это дает им возможность увидеть своими глазами, как устроены системы образования в самых развитых странах.
В Казахстане не хватает индивидуального подхода к ученикам. Причина тому — переполненные классы, бумажная работа и загруженность учителей. А кроме того, наличие у педагогов большого количества собственных бытовых проблем. Поэтому учителя не в силах во всем успевать. Но реформы в образовании, которые проводятся в последние годы, нацелены на решение этих проблем, и постепенно это приведет к улучшению качества образования. Несмотря на имеющиеся минусы, уже сегодня наше образование опережает во многих аспектах образование соседних стран — Узбекистана, Кыргызстана и даже России.
В поисках ориентира для дальнейшего развития нашей системы образования нужно смотреть в сторону азиатских стран. Почему именно Азия? К примеру, в Америке вся система устроена таким образом, что акцент в процессе обучения сделан на самого слабого ученика. В этой стране большое внимание уделяется вопросам демократии, и чтобы все дети чувствовали себя комфортно, правительство старается, чтобы программа обучения была понятна даже тем, кто учится слабее всех. Но при этом Америка имеет сильнейшую систему образования в мире. Именно там находятся Harvard, Yale, Princeton и другие топовые вузы. Потому что развитие происходит за счет сильнейших умов, которые эмигрируют в США со всего мира.
В поисках ориентира для дальнейшего развития нашей системы образования нужно смотреть в сторону азиатских стран
Если мы говорим об азиатских странах, особенно о Сингапуре, то здесь образование ориентировано на самого сильного ученика. В условиях отсутствия природных ископаемых и других богатств, люди — это единственный и самый ценный ресурс. Поэтому в Сингапуре нужны действительно образованные, эмоционально сильные люди, умеющие работать в командах. И такой подход: с ориентиром на сильного ребенка и уклоном на STEM-образование, на мой взгляд, наиболее подходит для Казахстана. И далее я объясню, почему.
Во-первых, Казахстан — это state-led country. То есть в нашей стране государство полностью регулирует экономику. Все крупнейшие компании: нефтегазовые, строительные, финансовые и другие — зависят от субсидий государства. Это значит, что в данный момент нам не во что вкладываться и нечего развивать, кроме кадров. Так же, как и у Сингапура, у Казахстана нет другого выбора, кроме как вкладываться в развитие и воспитание своих людей.
Во-вторых, мы азиаты. И в отличие от европейцев и американцев, нам присущи национальные и семейные ценности. Наша национальная идентичность, наши традиции и культура слишком важны для нас, и мы не можем от этого отказаться. Хорошим ориентиром для нас в этом вопросе может быть Япония. Это сильная, богатая и развитая страна, которая независимо от различных исторических и геополитических факторов сохранила свой язык и культуру/
Вопрос сохранения национальной идентичности крайне актуален для Казахстана. Потому что мы испытываем серьезный кризис идентичности, отчасти связанный с советским прошлым. У нас как народа нет общего понимания того, каким должен быть казахстанец — гражданин нашей страны. Это приводит к тому, что некоторые молодые люди оказываются втянутыми в деструктивные организации, другие страдают от наркомании и игромании. Потому что человек по своей природе испытывает необходимость принадлежности к чему-то большему, чем он сам.
В Сингапуре образование ориентировано на самого сильного ученика
В системе образования Сингапура есть некоторые принципы и подходы, которые мы могли бы перенять. Один из них — принцип инклюзивного образования. В этой стране в классах могут учиться по 40 человек. При этом у некоторых детей будет аутизм средней и легкой степени, у других — СДВГ, у третьих — другие особенности. Как один учитель может работать с таким количеством и с такими разными детьми?
1. Для детей с особенными образовательными потребностями есть дополнительная поддержка в виде специальных групп — Student learning support. К примеру, на уроках математики и английского языка этих детей забирают для более индивидуального обучения. Они проходят ту же программу, но один на один с другим учителем. Это подходит также для детей без особенностей, которые просто отстают от программы. После таких индивидуальных занятий ребенок восполняет пробелы и потом снова возвращается в общий класс.
2. Все учителя проходят обучение в Национальном институте образования. И каждый из них умеет работать с детьми с разными способностями.
Вторая особенность сингапурской системы, которую можно перенять, — это «кластеры». Например, 10-15 школ объединяются по региональному признаку. И учителя этих школ часто встречаются и помогают друг другу писать учебные планы, заполнять документацию. Так учитель не остается один на один со своими задачами, ему помогают еще 30-40 учителей. Система «кластеров» позволяет педагогам получать постоянную поддержку соратников, людей, которые видят и смыслят в том же направлении.
О будущем образования
Каким будет образование в будущем? Сложный вопрос. Потому что времена меняются, технологии стремительно развиваются.
Сегодня важно, чтобы мы, родители и педагоги, могли обеспечить детям чувство принадлежности к чему-то большему. Например, дети должны чувствовать себя частью класса, общества, семьи. Это базовое чувство, которое не позволит им потеряться и сбиться с пути.
Второе — важно развивать в ребенке уверенность в себе. Это достигается посредством развития в нем экспертности, понимания, что он может сделать.
И третье — мы должны давать детям больше автономии, самостоятельности. Ребенок должен знать, что его жизнь состоит из выбора. Он сам делает выбор и несет за него ответственность.
Если мы заложим в ребенке эти три вещи, то, безусловно, он найдет себя в будущем, каким бы оно ни было.