Николай Ли, 33 года, родной город — Караганда, предприниматель
Алматы — Астана
Я переехал в Астану из Алматы, где прожил четыре года. Мне понравилось, что и как рассказывал Игорь Манн о маркетинге, и я захотел привезти его в Алматы. Я связался с ним, и Игорь предложил мне организовать тренинг в Астане. Я отказался, но в 2013 году он предложил мне то же самое, и я оказался в Астане.
Еще одна причина — это моя аллергия, летом в Алматы мне было сложно. Климат и бизнес стали основными причинами переезда.
Я не планировал здесь жить, но за полтора месяца я собрал тренинг, спустя полгода привез его еще раз, и так остался в Астане.
О работе в Астане
Я прожил в Алматы четыре года, два из которых работал на себя, был фрилансером. И здесь, в Астане, я тоже работаю на фрилансе. Я начал заниматься организацией тренингов, привозить спикеров по Digital-маркетингу, личностному росту, привозил тренеров по частным и корпоративным заказам.
Помимо этого я параллельно занимался фотографией. Еще в 2006 году я купил себе цифровую камеру, и до 2013 года фотография была моим хобби. Потом я решил, что могу на этом зарабатывать, и попробовал снимать за деньги. Я снимаю портреты, провожу street style-съемки, иногда по заказу делаю архитектурные снимки. Я фотографию до сих пор, но мне не очень нравится статус фотографа, потому что я знаю, что могу больше.
О жизни в Астане
В Астане мне не хватает природы, хотелось бы больше зелени и длинного теплого лета.
Астана заметно выросла за пять лет, что я живу здесь, и она до сих пор растет. В Астане много возможностей для того, чтобы развивать свое дело, бизнес. Но при этом творческая часть не развита. Я, как фотограф, могу по пальцам пересчитать тех людей, кто действительно снимает что-то свое, то, что изнутри, при этом делает это красиво и дорого. А большинство, и я в том числе, создают коммерческие проекты. Так же и в других сферах. Например, в Астане мало хорошей музыки, почему-то творческие люди сюда не приезжают.
На Земле более семи миллиардов людей, и каждый человек уникален, я не приверженец судить людей по тому, где они живут. Но при этом все равно есть общие характеристики. Например, на юге люди более социально активны, коммуникабельны, часто тусуются, а здесь такого нет. Когда я переехал, это было заметно. Из-за того, что здесь холодный климат, люди привыкли чаще проводить время дома или в торговых центрах.
Многие говорят, что Астана — офисный город, административный. И в этом есть доля правды, город диктует свои правила, и это находит отражение в стиле одежды, манере общения. По сравнению с Алматы и Карагандой, это более сдержанный город. При этом сюда съезжаются люди со всего Казахстана, и здесь появляются разные субкультуры, люди с крашенными волосами, с тоннелями в ушах. Здорово наблюдать за этим, это значит, что город растет в том числе и в культурном плане.
Из всех городов Казахстана Астана для меня удобна для жизни. Говорят, что если хочешь стать счастливым, нужно общаться с счастливыми людьми, если хочешь быть богатым — общаться с богатыми. Я считаю, что если хочешь зарабатывать деньги, нужно находиться там, где есть денежная энергия. В Астане все социально активные люди так или иначе связаны друг с другом. В этом плане Астана меня устраивает.
О том, что дал город
За пять лет жизни в Астане у меня было несколько десятков маленьких проектов. Я был фотографом, занимался ивентами, был подрядчиком и организовывал концерты во время ЭКСПО, проводил тренинги, и каждое из этих направлений давало мне опыт.
По своей сути я больше спринтер, чем марафонец. Сейчас я учусь быть марафонцем, чтобы создавать долгосрочные проекты.
А еще за время, что я жил здесь, Астана научила меня выходить утром из дома в футболке, но обязательно с собой в рюкзаке брать теплые вещи.