Джеймс Уилсон, 53 года, родной город — Лондон, преподаватель в «Назарбаев Университете»
О жизни
Мне предложили работу в Астане, поэтому я сюда приехал.
Я был во многих странах. Люди, с которыми я встречался, изначально не очень хорошо говорили по-английски, но потом я встретил своих коллег, которые говорили по-английски в университете. Потом я начал изучать русский язык, подучил некоторые фразы. В целом, мое первое впечатление было положительным.
Я работал в Новой Зеландии, Китае, Гонконге, Австралии, Катаре. Гонконг — продуктивная страна. Казахстан трехъязычный и, по сути, в Гонконге тоже есть два родных языка: мандарин и кантонский диалект. Я видел много общего в отношении людей: dлюди, которые работают в определенных сферах, хорошо говорят по-английски. Гонконг эффективен, но я не могу сказать того же о Казахстане. Некоторые системы в Казахстане отстают от других стран. Например, это касается обслуживания клиентов в банках и ресторанах.
Гонконг эффективен, но я не могу сказать того же о Казахстане
Я знал кое-что о Казахстане до приезда сюда. У меня были друзья в Катаре и Гонконге, которые работали здесь. Я заочно изучал вашу страну, но знал не так много, как хотелось бы. Мне понравилось в Алматы, я был в Боровом, это тоже было потрясающе. Был в Караганде и Петропавловске.
В Казахстане я стал более уверен в своих способностях, поскольку люди начали слушать меня, я смог внести несколько изменений в систему НУ. Моя специализация — финансовый учет, и я внес некоторые обновления в университетскую платежную систему.
Самое сложное — привыкнуть к климату, холоду. Впрочем, здания в Астане оборудованы под погоду, так что это не проблема.
У людей здесь свой менталитет, свои привычки. Заставить их думать по-другому, решить, какие системы и убеждения они готовы в себе изменить, довольно интересно, это вызов.
О городе
Мне нравятся широкие бульвары в Астане, такие как возле Байтерека. Нравится бар, который находится рядом с Пирамидой, корейские рестораны. Каждый раз, когда я туда езжу, вижу людей, говорящих по-корейски. Мне нравятся места, где можно посидеть снаружи.
Здесь, к сожалению, много чего упускается из виду. Строятся дороги, но не железнодорожные или трамвайные линии. Будущее в электротранспорте, это нужно понимать. Нам нужно думать о будущем поколении. Меня поразило движение, загрязнение, шум на дорогах, когда можно построить подземные или просто железные дороги.
Я немного обеспокоен тем, что после EXPO Астана станет городом-призраком
Я немного обеспокоен тем, что после EXPO Астана станет городом-призраком. Например, обычно ТРЦ «Керуен» пустует, но сейчас там много людей благодаря EXPO. Меня беспокоит будущее студентов Университета: чем они займутся, когда окончат Университет? Мне любопытно, что будет дальше. Я верю в молодое поколение, они сделают все возможное.
О жилье
Я живу на территории «Назарбаев Университета». Там хорошие условия. Мы платим лишь за коммунальные услуги. Дома были построены в спешке, но они красивые. По международным стандартам коммунальные услуги здесь не очень дорогие. У каждого человека есть отдельная квартира. В кампусах есть тренажерный зал, бассейн, парки для детей, два магазина. Территория НУ постепенно становится городком. Преподаватели могут жить здесь с семьями.
О еде
Я ел конину, шашлыки, стейки. В Астане были проблемы с поиском овощей хорошего качества, хотя сейчас ситуация заметно улучшилась. Здесь люди едят в основном мясо, что не очень хорошо для здоровья. Я попробовал плов, жареный рис.
Ты думаешь: «О, это казахский эквивалент того или иного английского блюда»
Пробовать блюда в первый раз интересно. Ты думаешь: «О, это казахский эквивалент того или иного английского блюда». Я нашел много общего в британской и казахской кухнях. На данный момент я ем много курицы, салатов, стейков, моя жена готовит много карри.
О развлечениях и покупках
Мы много ходим в гости, организуем мероприятия. Я участвовал в беге, общаюсь с людьми, читаю.
Здесь я не покупаю одежду, потому что она сравнительно дорогая. У меня есть дом в Индонезии, обычно я закупаю одежду там. Что касается продуктов, покупаю еду в «Рамсторе».
О людях
Здесь отношение к незнакомцам совершенно иное. Люди кажутся подозрительными, не улыбаются незнакомцам, и я не понимаю, почему. Люди не доверяют друг другу. Университет оплатил мой перелет в Казахстан, но затем запросил мой посадочный талон. Дело не в отдельных людях, а в целой системе, которая никому не доверяет. Здесь для всего нужен документ, в то время как в Британии другая система. У меня не будут требовать бумажки.
Чтобы выполнить какую-нибудь работу, вам нужно семь человек, в Англии — один. Это, конечно, здорово, поскольку этим вы решаете проблему занятости населения, но это не эффективно. У нас сейчас 80 преподавателей и 12 администраторов на кафедре в университете, в то время как в Гонконге работают 120 преподавателей и всего 3 администратора.
Здесь для всего нужен документ, в то время как в Британии другая система
Здесь все проходит медленнее. В Гонконге я встречаюсь с пятью людьми в день, а здесь успеваю только с двумя.
Норман Фостер, который был архитектором ТРЦ «Хан Шатыр», также занимался проектировкой офисных зданий. Создавая офисы, ему приходилось учитывать то, что в Казахстане офисные работники не хотят, чтобы их видели, пока они работают.