Береханов Ахмед, 57 лет, родной город — Целиноград, предприниматель
До реабилитации моя семья жила в Кустанайской области Тургайском районе. В 1958 году мои родители возвращались на Родину после того, как их реабилитировали. Тогда в Чеченской Республике вспыхнули конфликты между коренными жителями и возвращающимися. На половине пути родителей остановили и вернули обратно в Казахстан.
В Акмолинске семье выделили землю и выдали ссуду в 5000 рублей, и они построили здесь дом. У родителей тогда было двое сыновей на руках, а потом родились мы пятеро.
Я родился в 1961 году в Целинограде. У меня было самое лучшее детство: все лето мы пропадали на спортивных площадках, на реке, мастерили самокаты.
Я оканчивал МГУ по специальности «финансы и экономика». В 90-х годах я работал в Москве в дипмиссии, и мы с комиссией ездили договариваться о льготах для «челночников». Мы вели переговоры с Турцией и Китаем. А в 1996 году я вернулся в Казахстан. 22 года я работал в швейцарской строительной фирме, вырос до начальника по снабжению. Но три года назад из-за проблем со здоровьем мне пришлось уволиться. Сейчас я чувствую себя гораздо лучше и налаживаю свой бизнес.
Сейчас я занимаюсь поставкой сахара из Краснодара в Астану и открываю два цеха. Один газоблочный, а второй — по изготовлению черепицы.
Мне нравится в Казахстане, для меня это Родина. Если мне в другом месте предложат золото и бриллианты, меня это не устроит.
Мы чтим народные традиции, и я регулярно езжу на историческую Родину. У нас считается, что без тейпа, то есть без клана, мы ничто.
Конечно же, есть различия между государствами. Казахстан — светское государство, а Ингушетия — мусульманское.
Чеченцы и ингуши скучают по Казахстану, особенно старики. Если со мной приезжает кто-то из Казахстана, то я его не увижу, пока не поеду назад. Гостя будут водить к старикам, которые знают казахский язык. Наши старики безмерно благодарны казахстанцам за гостеприимство во времена переселения.
Наши старики безмерно благодарны казахстанцам за гостеприимство во времена переселения
Мое самое любимое место в Астане — парк. Когда я работал в акимате, то был против реконструкции парка, потому что это любимое место всего Целинограда. Каждую весну горожане собирались на Ишиме, чтобы проводить зиму, организовывали ярмарки и народные гуляния.
Еще одно любимое место — Старая площадь. На Правом берегу все родное, поэтому я стараюсь реже ездить на Левый берег. Еще мы часто ходим во Дворец молодежи, у меня там внуки танцуют в составе ансамбля «Вайнах».
Я хочу закончить строительство дачи, съездить с супругой на курорт, помочь сыновьям вырастить внуков. Сейчас нашу жизнь украшают внуки, они дают повод для гордости. Я не собираюсь уезжать из Казахстана.
Исмаил Гойгов, 30 лет, родной город — Тюмень, предприниматель
Я приехал в Казахстан в 1998 году из пригорода Тюмени.
В Казахстане родился мой отец, поэтому сложностей при переезде я не почувствовал.
В этом году я дважды побывал в Ингушетии. Между ингушами и казахами есть и различия, и сходства. Больше всего меня поразила традиция проводить две полноценные свадьбы. У нас тоже проводятся два праздника, но со стороны невесты не так масштабно.
У наших народов еще со времен переселения общая история, для меня Казахстан — вторая Родина. Здесь мне нравятся люди.
У наших народов еще со времен переселения общая история, для меня Казахстан — вторая Родина
В городе открывают много парков, мне это нравится. Я часто гуляю в Центральном и Триатлон парке. Свободное время я провожу дома либо катаюсь на велосипеде. Иногда посещаю тихие семейные места.
В будущем я планирую развивать свое дело и выделить время для путешествий по Казахстану, потому что за 20 лет я еще ни разу не побывал в Алматы.
Руслан Тумгоев, 39 лет, родной город — Астана, строитель
Когда наших дедов депортировали в Казахстан, у них было много трудностей. Перед переселением местных жителей настраивали против репрессированных. Но благодаря гостеприимству казахстанцев многим удалось выжить. Ингушей ограничивали в перемещении, запрещали переезжать из поселка в поселок.
Сейчас мы живем в толерантном государстве, каждый может заниматься любимым делом. Казахстан для нас — вторая Родина, а для кого-то и вовсе первая. В Казахстане много народов нашли пристанище. Между собой мы называем Казахстан мамой, потому что он вырастил и выкормил нас.
Между собой мы называем Казахстан мамой, потому что он вырастил и выкормил нас
В Казахстане мне нравится все: люди, общество, погода. Астана для меня — это самый красивый город Казахстана. В Астане одно из первых зданий, которое я увидел, было здание Минфина, оно ассоциируется у меня с моими первыми впечатлениями.
Наша фирма участвовала в возведении развлекательного центра «Думан» и в строительстве жилых домов.
В Ингушетию я езжу раз в год, раз в два года. Ингуши гостеприимные. Если вам надо доехать до другого конца города, вас посадят в машину, довезут до адреса, проведут до двери и привезут обратно.
В Ингушетии уважают старших. Если я еду на машине и вижу пожилого человека на остановке, я не имею морального права проехать мимо. Я остановлюсь, посажу и отвезу куда нужно. В Казахстане это не настолько развито, а в Ингушетии, где все друг друга знают, проехать мимо недопустимо.
Ингушетия — горная страна, поэтому там нет ветров. Летом душно, но горный воздух наполняет энергией.
Желание справедливости связывает казахский и ингушский народы.
Я бы посоветовал будущим поколениям учиться на ошибках прошлого. Это не позволит допустить поступков, за которые будут расплачиваться наши внуки. Я хочу, чтобы люди научились прощать друг друга, потому что если все будут друг друга корить, то это ни к чему не приведет.