Соломон Панозишвили, 68 лет, родной город — Тбилиси, профессиональный певец, пенсионер
На профессиональной сцене я проработал певцом больше 45 лет. Я работал с Вахтангом Кикабидзе в Грузинском государственном ансамбле «Орэра» и выступал в популярном ансамбле «Иверия». Сейчас я иногда пою, когда диаспора проводит концерты.
В Казахстане мне нравится гостеприимство. Казахи — добрый народ. Я заметил, что здесь хорошо знают Вахтанга Кикабидзе, Нани Брегвадзе, всегда спрашивают, как они. Знают наши песни, фильмы, которые были популярны в Советском Союзе. К нам многие едут отдыхать и потом рассказывают, как все было вкусно и замечательно. Мне это лестно, я горжусь этим.
В Казахстан я приехал в 2010 году. Меня пригласила теперь уже подруга, владелица грузинского ресторана в Актау. Она послушала мои песни, договорилась со мной о выступлениях и прислала приглашение. Я поехал туда работать, и мне сделали рабочую визу. И я был счастлив и доволен, потому что меня встретил прекрасный народ. Я вообще в первый раз так близко столкнулся с казахами, с казахской культурой. Я могу сказать, что по сегодняшний день, когда я приезжаю в Грузию, у меня ностальгия, хочу вернуться в Казахстан. У меня здесь много друзей — и русских, и казахов в Актау и в Астане. Я по ним скучаю, они заменяют мне друзей детства из Грузии.
Мне понравился Актау — он маленький, компактный, доброжелательный. Еще мне понравилось Боровое — сказочное место, оно напоминает Грузию. Еще при СССР я бывал на гастролях в Алматы, мне нравится местная архитектура.
Мне нравится правый берег Астаны. Первое время я не понимал, где левый берег, а где правый. А потом узнал, что один берег — старый город, а другой — новый. Сколько я здесь нахожусь, все время попадаю в какой-то новый район. Мне нравятся жилые кварталы — Итальянский, Французский. По утрам, когда хорошая погода, я люблю погулять по набережной. Специально просыпаюсь пораньше и смотрю, как бегают спортсмены. У нас в Тбилиси любят бегать на Черепашьем озере рано утром, а потом идти на работу.
Что в Казахстане, что в Грузии боготворят детей. В Казахстане бегает много детей, у нас обычно по одному-два ребенка в семье. Сходство между нашими народами в том, что мы любим свои семьи.
Еще казахи любят говорить тосты. Говорят, что у грузин длинные тосты, но с казахами нам не сравниться.
Когда через десять лет я, если буду жив-здоров, приеду, то хочу посмотреть на Астану. Я выступал в дипломатическом концерте на 20-летии Астаны, теперь хочу выступить на 30-летии.
Я желаю казахстанцам, чтобы был мир, люди дружили, общались, делились культурами, любили и уважали обычаи друг друга.
Эка Надирадзе, 44 года, родной город — Тбилиси, бренд-шеф «Кафе Целинников» и «Пункт П»
Я приехала в Казахстан четыре года назад. Первый город, в котором я оказалась — Алматы, там я проработала один год. Потом я переехала в Астану. Еще я успела побывать в Караганде. Каждый из городов хорош по-своему: Алматы — зеленый, похож на Тбилиси советской архитектурой и уютными переулками. Караганда — тихий, спокойный город, а Астана — молодая столица.
Сначала было сложно, так как рядом не было никого из моих родственников или друзей. Но адаптироваться было не трудно, потому что в Казахстане добрые люди.
Между Казахстаном и Грузией есть отличия: другой ритм жизни, принципы. В Грузии размеренный ритм жизни, люди ходят не спеша, а в Астане все куда-то бегут, что-то делают. Раньше меня это удивляло, а сейчас я привыкла к таким скоростям.
Мне нравится работать бренд-шефом и я планирую остаться здесь еще на несколько лет
Еще одна разница между нашими народами — это свадебная церемония. Казахская свадьба сильно отличается от грузинской. У вас на невестку надевают серьги и она должна поприветствовать всех родственников по отдельности. Это длинная церемония, но мне понравилось. А в Грузии родители жениха идут просить руки к родителям невесты. Потом назначают день свадьбы, венчаются в церкви, расписываются в ЗАГСе и гуляют.
Я планирую и дальше профессионально развиваться в Казахстане. Мне нравится работать бренд-шефом и я планирую остаться здесь еще на несколько лет.
Яна Иантбелидзе, 27 лет, родной город — Тбилиси, бренд-шеф ресторана «Дареджани»
В Казахстан я приехала в январе 2018 года, я еще не до конца знаю все улицы Алматы и только-только привыкла к пересечениям.
Мне в Казахстане легко. Правда, поначалу было холодно. Я не могла заставить себя выйти, но потом привыкла. И плюс у меня с детства нехватка снега. У нас в Тбилиси снега не бывает, а даже если он есть, то напоминает слякоть. Ощущения снега не было. Зато Казахстан за полгода мне эту нехватку компенсировал с лихвой.
Ментальность у нас не совсем одинаковая, но есть схожие вещи. Нас повели кушать бешбармак, накормили, рассказали, как семья собирается, и как они долго это все готовят, как это проходит. У нас такая же традиция, но мы готовим чурчхелу или хинкали. Это длится не так долго, как бешбармак. Для меня это тимбилдинг семьи. Я вращаюсь в кулинарной сфере, поэтому я замечаю такие вещи. А кардинальных отличий Казахстана от Грузии я еще не замечала. В Грузии, как и в Казахстане, младший сын остается с родителями.
Я разрабатываю концепт ресторана. Мы готовим традиционные грузинские блюда, но меняем концепт на современный. Мы поменяли подачу, потому что в Грузии стараются, чтобы все выглядело эстетично. Появляются новые блюда, мы используем современные технологии, добавляем интересные вкусы и создаем новые блюда. Сейчас у нас есть панна котта из вина Саперави, новогрузинская чихиртма, это такой густой суп.
Моя работа настолько насыщенная, что кроме ресторанов, базаров и подобных мест я редко где бываю. Но мне нравится в Казахстане — и в Алматы, и в Астане. В Астане мне нравятся новые постройки, хотя для меня город еще пустоват. Но я понимаю, что ему всего лишь 20 лет. Мне нравится, какими темпами он растет. Правый берег Астаны похож на спальные районы Тбилиси с советскими постройками. А левобережье схоже с новым Тбилиси, у нас тоже строят такие огромные стеклянные здания.
В Алматы мне нравится, что все вокруг зеленое и свежее.
В команде, с которой я работаю, я вижу гостеприимство и доброжелательность. Я, как приезжая, заметила это с первого дня. Я не могла поймать такси, потому что не понимала, как ловить машину, если на ней нет значков. Ко мне подошла девушка, узнала, что я приезжая, и вызвала мне такси. Мне уделили столько внимания, хотя она шла по своим делам.
Я продолжу в таком же темпе работать с ресторанами, и, надеюсь, в дальнейшем у меня будет свой ресторан. Мне хочется маленький ресторан домашнего уровня, в котором гостеприимство чувствуется и передается гостям. Сам готовишь, сам встречаешь гостей — что-то в таком духе.
В Казахстане я для себя открыла курт и джусай. Они мне понравились, и я использую их в грузинских блюдах. Мне здесь нравятся многие продукты: у них такие вкусы, которые подходят к грузинским блюдам, поэтому они мне и нравятся. Я попробовала кумыс, мне понравилось. Впервые я его попробовала из магазина, я не знала, что это такое, и мне было интересно. Я поняла, что мне этого не надо было делать. А потом мне дали попробовать домашний, и я поняла, что была права — это вкусно.
Спасибо Казахстану за гостеприимство.